Страница 2 из 3
Что касается поставок сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, получения необходимых услуг и информации, а также приобретения товаров с целью последующей перепродажи (это касается торговых предприятий), то эти процессы оказывают влияние на все текущее функционирование проекта (в отличие от случая, например, с оборудованием, где поставки обычно единичны). Поэтому к сбору исходной информации о поставщиках следует подойти с особой ответственностью — ведь от условий сотрудничества с ними во многом зависит не только себестоимость продукции (а как следствие — и большинство финансово-экономических показателей проекта), но также стабильность и непрерывность производственного процесса. В качестве источников информации здесь можно использовать, например, отраслевые каталоги и справочники, рекламные материалы, прайс-листы поставщиков, выставки, презентации, ярмарки, конференции, и т.д.
СОВЕТ
Для проверки деловой репутации потенциальных поставщиков можно использовать возможности Интернета. В частности, можно поискать так называемые «черные списки» организаций, которые имеют запятнанную деловую репутацию (например, срывают сроки поставок, поставляют некачественную продукцию, нарушают достигнутые договоренности, и т.п.). Подобные списки ведутся и пополняются организациями, пострадавшими от недобросовестных поставщиков, на специальных сайтах (найти такие сайты можно с помощью поисковых систем, введя запрос «черный список поставщиков» либо какой-нибудь аналогичный). Конечно, этой информации нельзя доверять на 100% (ведь недобросовестную конкуренцию никто не отменял), но все же в «черных списках» имеется гораздо больше правдивой информации, чем недостоверной.
Наличие информации о трудовых ресурсах необходимо в первую очередь для формирования штатного расписания и планирования фонда оплаты труда. Чрезвычайно важно обладать информацией о сложившемся в данном регионе уровне оплаты труда специалистов, которые необходимы для реализации проекта (нередко этот фактор становится чуть ли не определяющим при выборе географического расположения предприятия). Подобную информацию можно получить, в частности, на биржах труда и в отделениях фонда занятости, в кадровых агентствах, в специализированных печатных изданиях, а также на сайтах, посвященных трудоустройству и привлечению персонала (в настоящее время таких сайтов существует великое множество).
СОВЕТ
Чтобы получить информацию об уровне оплаты труда тех либо иных специалистов, попробуйте «устроиться на работу» на предприятие, являющееся вашим конкурентом в данном регионе. Можно даже привлечь к этому делу помощников (друзей, знакомых, компаньонов, и т.д.): один «устраивается» менеджером по продажам, другой — рабочим в производственный цех, третий — заведующим складом, четвертый — бухгалтером, и т.д. Если в данном регионе у вас есть несколько конкурентов — «устраивайтесь на работу» у разных конкурентов. Полученная таким образом информация может оказаться намного интереснее и полезнее аналогичной информации, полученной из любых других источников.
Что касается информации о законодательном и нормативно-правовом обеспечении отрасли, в которой вы планируете реализовать проект, то ее можно получить, например, из соответствующих нормативных документов, многие из которых размещены в открытом доступе на специализированных сайтах в Интернете. Также целесообразно воспользоваться соответствующими сборниками законодательных актов и нормативно-правовых документов, другой специализированной литературой. В некоторых случаях бывает полезно обратиться за консультацией к профессиональным юристам либо аудиторам.
Аналогичным образом можно получить информацию о действующих ставках налогов и сборов, которыми будет облагаться предприятие при осуществлении данного вида деятельности в данном регионе.
Чтобы собрать исходные данные о текущем состоянии рынка, на котором предполагается работать, о его сегментах, емкости, каналах распределения, рыночных окнах и т.п., целесообразно использовать результаты маркетинговых исследований. Более подробно о маркетинговых исследованиях будет рассказано ниже, в соответствующем разделе.
Оценить количество времени, которое необходимо для запуска производства (сроки поставки оборудования, его монтажа, установки и наладки, и др.), можно с помощью поставщиков оборудования и исполнителей соответствующих работ. Отметим, что нередко для определения точных сроков необходимо наличие готового технического задания — а оно-то как раз на момент сбора исходных данных почти всегда отсутствует. В подобных ситуациях придется воспользоваться экспертной оценкой, полученной от специалистов предприятий-поставщиков и предприятий-исполнителей работ.
СОВЕТ
Поскольку экспертные оценки, как правило, не отличаются высоким уровнем достоверности, рекомендуется их получить у нескольких независимых экспертов (представителей разных предприятий и организаций), сравнить их и использовать в процессе работы над бизнес-планом средние данные.
Что касается информации о текущем состоянии предприятия, то ее можно получить из внутренних источников, среди которых в первую очередь используются следующие: финансовая, бухгалтерская и налоговая отчетность, внутренняя отчетность структурных подразделений предприятия, данные управленческого учета, и т.п.
Также будет полезно побеседовать с представителями бухгалтерских и финансовых служб предприятия: главным бухгалтером, финансовым директором, экономистами, и др. Информацию, касающуюся производственных мощностей, организации складского хозяйства, логистики можно получить у специалистов, занимающихся данными вопросами: технический директор, заведующий производством, заведующий складским хозяйством, начальники цехов, и т.д.
Информацию о возможных источниках финансирования, применяемых в настоящее время процентных ставок по кредитам и займам, условиях их предоставления можно получить из самых разных источников, например: специализированные издания, рекламные материалы банков, финансовых компаний и иных финансово-кредитных учреждений, а также из личных бесед с потенциальными инвесторами (деловыми партнерами). Полезную информацию можно также получить у специалистов предприятия, которые по роду деятельности сталкиваются с подобными вопросами — главный бухгалтер, финансовый директор, и др.
В заключение хотелось бы отметить следующее. В зависимости от вида исходных данных они различаются по степени своей важности. Например, в большинстве случаев наиболее важной является информация о ситуации на рынке, об имеющихся и потенциальных конкурентах, будущих деловых партнерах, нормативно-правовом обеспечении, а также о наличии и стоимости трудовых ресурсов. Если качество и достоверность какой-либо важной информации не соответствует предъявляемым требованиям, не рекомендуется покрывать ее недостаток данными, полученными от проведения различного рода экспертных оценок — это вряд ли даст положительные результаты (не секрет, что экспертные оценки — далеко не лучший способ получения достоверной информации). Целесообразнее приложить дополнительные усилия (а возможно — понести и денежные расходы), чтобы получить достоверную информацию надлежащего качества и в необходимом количестве; в противном случае, возможно, при реализации проекта придется понести такие непредвиденные затраты, по сравнению с которыми стоимость дополнительных исследований покажется каплей в море.
Проведение маркетинговых исследований
В настоящее время существует множество самых разных методов проведения маркетинговых исследований, которые применяются в зависимости от поставленных целей и задач. Применительно к бизнес-планированию все маркетинговые исследования можно выделить в два вида: кабинетные маркетинговые исследования и полевые маркетинговые исследования. Рассмотрим подробнее, чем же характеризуется каждый из этих видов.
Проведение кабинетных исследований
Сущность кабинетных маркетинговых исследований заключается в том, что в них используется информация, которая ранее уже была кем-то и где-то собрана. Целью кабинетных исследований является сбор этой информации, ее группировка, сортировка, классификация, обработка, и в конечном итоге — получение на ее основании необходимых данных.
Большинство маркетинговых исследований рекомендуется начинать именно с кабинетных исследований, поскольку затраты на их проведение весьма невелики (либо отсутствуют вовсе), и в то же время скорость получения результатов достаточно высока.
Какие же задачи можно решить путем проведения кабинетных исследований?
В большинстве случаев кабинетные исследования позволяют решать перечисленные ниже задачи.
-
Определение основных каналов реализации и продвижения товаров (работ, услуг).
-
Проведение анализа ценовой политики, сложившейся на рынке в настоящее время.
-
Исследование ситуации, сложившейся на рынке трудовых ресурсов.
-
Определение емкости и объема рынка, получение общего представления о ситуации, сложившейся на рынке в настоящее время.
-
Определение рыночной структуры, проведение конкурентного анализа.
-
Получение информации о тенденциях и перспективах развития рынка.
-
Исследование маркетинговой активности конкурентов.
-
Определение основных направлений дальнейших исследований.
Помимо перечисленных, с помощью кабинетных исследований можно решать и другие задачи, в зависимости от конкретной ситуации.
Процесс проведения кабинетных исследований можно разделить на три этапа: поиск данных в разных источниках информации, обработка и преобразование полученной информации, формирование выводов, предложений и рекомендаций.
|