Очередной видео семинар из серии «Pro бизнес» канала «Pro деньги» посвящен популярной идее открытия интернет-магазина.
Ведущие канала рассмотрели все аспекты проблемы и посчитали цену вопроса вместе с приглашенными гостями: Григорием Копаневым, генеральным директором студии «Ума», занимающейся разработкой сайтов, а также Андреем Сашиным, директором по развитию интернет-магазина «Omstore».
Основная мысль, с которой началось обсуждение, заключается в том, что интернет-магазин, в отличие от обычного, может существовать без офиса, без склада, без привлеченного персонала – но не может без сайта с индивидуальным дизайном, и именно этот пункт должен стоять первым на повестке дня начала проекта.
Как открыть интернет магазин
Достоинства бизнес-идеи:
возможность держать низкие цены за счет экономии на торговых площадях и зарплате персонала;
сравнительно низкие затраты на стартап по сравнению с обычным магазином;
круглосуточная работа (речь не о приеме заказов, а о просмотре товаров);
удобство управления магазином.
Недостатки:
не всякий товар возможен к продаже через Интернет (н-р, табачные изделия);
требуются определенные технические знания в интернет-технологиях и интернет-рекламе;
высокая конкуренция и низкая прибыльность в наиболее раскрученных товарных группах;
возможное недоверие со стороны покупателей ввиду виртуальности процесса покупки.
Что касается выбора товарной группы, то есть определенный ценовой фактор: покупателю легче потратить в условиях виртуальной покупки сумму от 1 до 20 тыс. руб, в зависимости от достатка, а на более дорогие товары он хотел бы иметь реальные гарантии возврата в условиях офлайн-магазина.
Структура затрат на интернет-магазин подразделяется на:
Затраты на онлайн (online).
Затраты на офлайн (offline).
Постоянные ежемесячные затраты.
Затраты на онлайн включают, в долларах:
покупку домена и хостинга (домен 2-го уровня, а именно pupkin.ru, хотя возможно 3-го, если магазин будет при компании-производителе)– 20;
хостинг (оплата за год) – 100;
разработка «движка» для сайта – от 2 до 5 тыс. в зависимости от сложности, города, фирмы, и т.д.
Затраты вне Интернета:
организационные расходы (регистрация юридического лица, ООО или ИП, сбор документов) – 500-700;
закупка компьютерной техники – 1500-2000;
монтаж локальной сети и оборудование – 100-200;
установка/настройка программного обеспечения – 100.
Ежемесячные затраты:
бухгалтерское сопровождение, отчетность для налоговой, и т.д. – 200;
аренда помещения для офиса (если необходимо) – 500;
плата за телефон и доступ в Интернет – 200;
реклама Яндекс, Рамблер – 140-300;
другая реклама – 100;
поддержка и развитие сайта – 100;
офисные расходы – 200.
Что касается контекстной рекламы, то это один из эффективных способов продвижения и раскрутки интернет-магазина. В Интернете наиболее известен сервис товаров Яндекс Маркет, где нужно размещать товарные предложения, и они будут отображаться в тех категориях товаров, в которых зарегистрирован магазин. Реклама, платная и бесплатная, такая как обычные ссылки поисковиков (хотя это условно бесплатно, ведь для поисковиков необходима оптимизация сайта, то есть расходы на специалистов), – залог того, что сайт будет посещаемым.
Сколько человек понадобится для работы? Как отметил в беседе Григорий Копанев, много магазинов, для которых его компания разрабатывала сайты, обслуживаются одной штатной единицей – самим владельцем. При этом ежедневное количество заказов составляет от 5 до 10, баланс положительный. От неудач же не застрахован не только маленький, но и любой, даже раскрученный проект – около 20-30% созданных магазинов закрылись, не выдержав конкуренции.
Ведущие семинара, подводя итоги, привели примеры возможных вариантов организации деятельности интернет-магазина.
Для маленького, нового проекта достаточно трех человек: администратор-директор, водитель для доставки товаров со склада, а также сисадмин или программист (управление и настройка сайта). Как было сказано выше, выполнение всех этих функций по силам самому владельцу.
Для средних размеров магазина, работающего не первый год, со своим кругом покупателей, но небольшой прибыльностью можно привлечь трех работников, с выплатой им заработной платы: администратор (поддержка клиентов и заказов, маркетинг, финансы); кладовщик (обработка заказов, пополнение склада); водитель.
Для большого интернет-магазина необходим директор, который занимается поддержкой проекта, а относительно остального штата можно сказать, что он стабилен по составу и может быть только увеличен количественно. По поводу доставки товаров клиентам лучше заключить контракт с компанией варианта «Скороход» и перенаправлять им заказы.
В заключение Андрей Сашин, директор по развитию интернет-магазина, поделился опытом и дал несколько советов. Так, магазин Omstore 50% прибыли получает от продажи книг и дисков, а 50 – от узкоспециализированных товаров. Чтобы заинтересовывать клиентов, проводятся акции, предусмотрены бонусы и подарки. Необходимо следить за тем, как функционирует сайт: конечно, клиент, в первую очередь, ориентируется на низкую цену, но во вторую – на оформление сайта магазина. Если непонятный интерфейс или долго грузится страница – он уйдет к конкуренту. И, конечно, важна корректность, быстрота и качество обслуживания – тогда клиентская база не потеряется.
Быстрых денег ожидать не стоит. Магазин Omstore существует 3 года, при этом владельцы вышли в плюс по прибыльности – но не окупились. Как сказал директор, такой результат их не беспокоит: основной целью было занять соответствующую нишу, создать имя, а уже потом конвертировать это в денежный эквивалент.
Обзор подготовила Наталья Зайцева специально для BizAtaka.ru