Популярность автомоек как идеи частного предпринимательства возникла еще в 90-х годах, когда прошли программы поддержки малого бизнеса кредитами ЕБРР – и среди них подобных проектов было предостаточно. С тех пор автомойки по-прежнему на гребне волны, наряду с салонами красоты, интернет-магазинами и кафе.
Конечно, если бизнес популярен, то без конкуренции не обойтись. Однако именно в данной сфере не стоит опасаться, что у вас отнимут клиентуру – хватит на всех. Продажи автомобилей, в том числе благодаря автокредитам, растут с каждым днем, и при этом, если каждый владелец моет свою «ласточку» хотя бы раз в месяц, все-таки городские автомойки едва справляются с нагрузкой.
Преимущества автомоечной сферы абсолютно реальны и очевидны:
- это надежные и высоколиквидные инвестиции;
- не требуется специального профессионального образования;
- высокая рентабельность (окупаемость через 2,5-3 года);
- возможности расширения бизнеса.
Недостатки тоже ни для кого не секрет:
- проблема с получением земли в аренду (краткосрочную или долгосрочную), участие в аукционе;
- сложный процесс согласования проекта (более 60 инстанций), а также проволочки со строительством;
- необходимость процедуры подключения к водопроводу и электросети.
По поводу недостатков есть одно замечание: можно упростить процесс, если найти не землю в аренду, а уже готовое помещение, лучше с помощью риэлторской фирмы. В этом случае придется согласовывать переоборудование данного помещения в автомойку, но трудностей возникнет все же меньше.
На все первичные расходы нужен капитал, и пути его нахождения давно определены: если нет собственных денег, придется найти занять в долг у друзей, оформить кредит или найти партнера-инвестора. Банковский кредит можно взять как физическое лицо или как юридическое. Второй вариант, то есть именно под бизнес-проект, маловероятен. В вашем случае кредит характеризуется повышенным риском, поэтому под него создается 100%-й резерв на возможные потери – а это дополнительные расходы для банка. Кроме того, кредитные заявки рассматриваются прежде всего на основе бухгалтерской отчетности, представляемой в налоговую инспекцию – имеется в виду баланс, отчет о прибылях и убытках. А баланс у вас на момент стартапа будет, скорее всего, нулевой.
Относительно же помощи фонда содействия кредитованию малого бизнеса можно сказать с полной уверенностью, что на его поддержку рассчитывать не стоит.
Если деньги найти удалось, самое время заняться поисками подходящего места (желателен район, где проживают люди с достатком, или в нем находятся промышленные/развлекательные объекты, плюс не так много конкурентов). Затем постарайтесь определить тип машин, который вам предстоит обслуживать – под него вы будете проводить работы по оборудованию автомойки. Наконец, наступает время составления первого варианта бизнес-плана (оценка финансовая, маркетинговая, производственный план и нормативная база) и рабочего проекта.
Определившись с капиталом и типом машин, выбирайте вариант автомойки. Они бывают ручные, автоматические, комбинированные, допустимо также обычное самообслуживание. На ручной вариант, а тем более на самообслуживание денег потратится меньше, но посчитайте пропускную способность такой мойки и убедитесь, что она невелика, а соответственно тем ниже будут ваши доходы и способность соперничать с конкурентами.
Первоначальные денежные вложения на автомойку подразделяются на:
- Расходы по аренде, строительству, подключению к воде и электроэнергии и регистрации как юридического лица.
- Расходы на покупку оборудования и магазин автоаксессуаров.
- Набор персонала.
- Обустройство офиса, установка телефона, Интернета.
- Обязательные расходы на рекламу.
Ежемесячные затраты:
- Аренда.
- Зарплата сотрудников.
- Бухгалтерское сопровождение.
- Содержание оборудования.
- Коммунальные платежи.
- Абонентская плата за телефон и Интернет.
- Реклама (возможна не каждый месяц).
- Отчисления госструктурам.
Несмотря на востребованность автомоек, не поленитесь регулярно уделять пристальное внимание клиентской базе (можно купить программное обеспечение). Ведь именно постоянные клиенты являются залогом успешных перспектив развития вашего бизнеса.
© Автор: Наталья Зайцева специально для BizAtaka.ru |