Правда об издательском бизнесе

E-mail
(7 голосов)
бизнес старт - бизнес-план, идеи и советы

Правда об издательском бизнесеПоговорим об издательском бизнесе в странах постсоветского пространства откровенно, без обиняков. Ведь для многих эта тема является очень актуальной.

Для начала — о том, как стать издателем и что вас ждёт, если вы примете такое решение. Вероятно, ознакомившись с нижеизложенным, вы снимете розовые очки.

Старт книгопечатания

Формально стать издателем несложно. Нужно зарегистрировать юридическое лицо, фирму, и получить лицензию издателя — право на покупку в книжной палате ISBN, чтобы присваивать этот код выпускаемым книжкам.

Второй этап — офис и персонал. Несколько компьютеров с установленными на них программами проверки орфографии и вёрстки, несколько студентов филологического факультета в качестве редакторов и корректоров, хотя бы один опытный верстальщик — и готово.

Многие издательства выглядят именно так, ведь студентам можно платить меньше, они обычно рады хоть какому-то заработку. Зато спеси у подобных контор, как говорится, выше крыши. Строят из себя повелителей литературных судеб.

Третий этап — покупка хотя бы одного книжного магазина и нескольких мест на книжных раскладках около рынка (или где там в вашем городе по выходным книголюбы тусуются).

Дело в том, что все точки реализации печатной продукции уже давно прибраны к рукам вашим конкурентами. Поэтому лучше сразу приобрести хоть один маленький магазинчик в центре города. Иначе произведённые вами книги или вообще не возьмут под реализацию, или возьмут, но запихнут на самые дальние и невидимые полки. Об оптовых закупках даже речи быть не может, книгопечатная мафия не позволит.

К примеру, в Украине все книготорговые точки (даже в маленьких городах) принадлежат, в основном, киевской братве. Иногда — харьковской.

Имея собственный магазин (хотя бы киоск), вы всегда будете уверены, что всё окажется на виду.

Типографию, хотя бы крохотную, тоже придётся покупать. Другие заломят такие цены за печать, что вы прослезитесь. Ваша надежда — на собственный аппарат для цифровой печати, который можно разместить в одной просторной комнате. Плюс ризограф для небольших тиражей. Плюс пару человек, способных с этим оборудованием работать.

Ещё одна статья расходов — программное обеспечение. Если вы решите сэкономить полторы-две тысячи условных единиц и установить на компьютеры взломанный пиратский софт, то у вас обязательно будут неприятности. PageMaker, к примеру, стоит 499 портретов американских президентов. Ну а в бесплатных аналогах вроде Scribus можно сверстать разве что вкладыши для компакт-дисков, визитки, открытки и буклеты из странички, сложенной втрое. Максимум — небольшую газетёнку.

Свой сайт тоже обязательно откройте. Мещане полагают, что если кого-то нет в интернете, то его вообще не существует. («Интернет про тебя не знает!» — один из аргументов в грызне «непризнанных авторов» друг с другом и с издателями.) Но это не такая уж и большая трата — капля в море, если сравнивать с остальными расходами.

Ещё не передумали становится издателем? Тогда переходим к содержанию выпускаемых книг.

Что печатать

С чем не будет никаких проблем, так это с потоком рукописей от начинающих авторов. Как только вы разместите объявление на так называемых литературных сайтах (почему так называемых? настоящих писателей там нет!), рукописи хлынут широкой рекой, очень мутной и грязной. Ваши несчастные редакторы вынуждены будут просматривать множество эпигонства — вариаций на тему дамских детективов, властелинов колец, очкастых волшебников и добреньких вампиров, влюблённых в малолетнюю красотку в сумерках.

Литературных сайтов в природе не бывает. Есть персональные сайты и блоги (сайты-дневники) писателей. Иногда, если совсем уж нечего делать, писатели заходят на издательские форумы, чтобы поболтать. Но толпы графоманов — это не писатели.

Посмотрите на литературные порталы повнимательней: бесконечная грызня, критиканство, оскорбления, выяснения, кто талантливей, а кто бездарней. Они кичатся количеством бумажных публикаций друг перед другом, доказывая, что кто-то из них якобы больше писатель, чем другие.

То есть, вам пришлют рукопись в надежде добавить в своё портфолио ещё одну публикацию за счёт издательства (только такие считаются среди графоманов престижными). Они даже не сильно заботятся о заработках, вывешивают полные тексты своих романов в сети. Для них главное — потешить своё тщеславие.

По-настоящему качественные романы кропают только профессионалы. Либо те талантливые авторы, которые надеются стать профессионалами. Они не исследуют чужие книги, широко разрекламированные на весь мир, чтобы вычислить конъюнктурную формулу успеха. Пишут не эпигонство, а по-настоящему оригинальные произведения.

Но вам вряд-ли удастся быстро заполучить таких писателей — они на невыгодные предложения не клюнут. Минимум год придётся печатать графоманов. Народ их покупать не станет — и этот год не принесёт прибыли. Считайте, что он уйдёт на рекламу издательства.

Поэтому, чтобы совсем не вылететь в трубу, вам доведётся либо осуществить перепрофилирование вашей фирмы на торговлю носками, либо выпускать книжки за счёт авторов. Тут конкуренция ещё более жуткая. Нужно нанимать человека, который будет дни и ночи напролёт торчать на графоманских порталах и размещать там рекламу, заманивать «сетевых авторов» (это эвфемизм, чтобы не говорить «графоманов») более низкими ценами, зазывать на сайт издательства etc.

Кризисная экономика

Постсоветское пространство живёт по принципу кризисной экономики. Мировая закулиса, масонские ложи миллиардеров и прочие МВФ не позволяют бывшим советским республикам подняться и окрепнуть, чтобы не возникло новой супердержавы вроде СССР. Поэтому вся жизнь проходит от кризиса к кризису.

Рано или поздно рухнут банки, правительство объявит дефолт, посыпется вниз национальная валюта, вырастут цены на бумагу и тонер для цифровой печати, авторы обеднеют и не смогут публиковаться за свой счёт.

Добавьте сюда взяткоёмкость налоговой, пожарной, санитарной инспекций и прочих чиновников — элементов системы разрушения экономики. Они для того и предназначены, чтобы не позволять странам развиваться.

Да, рынок большой, и графоманов, страстно желающих напечататься, очень много. Но далеко не все они достаточно платежеспособные, чтобы обеспечивать стабильные доходы. Да и романы, какими бы они ни были, пишутся не каждый день. Тем более что медленно, но неотвратимо наступает эпоха электронных книг, и этот процесс уже не остановить.

Электронные книги

Ну, может, ещё лет пять вы продержитесь на читателях старой закалки, которым нужно держать в руках бумажные книги, слушать шорох страниц и вдыхать запах типографской краски. Но жизнь не стоит на месте, как это ни тривиально. Человечество отказалось от папируса и пергамента, как бы такие носители кому-то ни были по душе.

Так что, скорее всего, вам доведётся закрыть издательство, продать оборудование и превратить помещение в булочную.

Или продать оборудование и перейти на выпуск электронных книг — настоящих, проверенных редакторами (хотя бы студентами — такая проверка лучше, чем вообще никакой). За редактирование и выпуск PDF не получится взимать с авторов большую плату, но зато расходы копеечные.

Информация к размышлению: в 2009-м в интернет-магазин Амазон продал электронных книг больше, чем бумажных.

Периодика

Всё равно хотите быть издателем? Что ж, такое упорство весьма похвально. Тогда выпускайте журнал. Альманах.

Всё издательство станет «настольным» — чтобы сверстать и подготовить к печати номер, достаточно одного домашнего компьютера. Юридическое лицо регистрировать не нужно.

Что нужно будет зарегистрировать, так это само издание, чтобы оно было официальным. Типографские расходы на печать журнала не такие значительные, если хотя бы в первое время не делать его глянцевым и гламурным. Удастся набрать хотя бы пару тысяч подписчиков — значит, дело пошло. Ведь уже не будете полностью зависеть от сети распространителей периодики, разновидности мафии.

В журнале можно размещать рекламу — ещё одна статья дохода.

Периодические издания не такие дорогие, как книги — их покупают гораздо чаще.

В общем, преимуществ очень много. Издатели книг об этом знают и поэтому промывают графоманам и читателям-мещанам мозги, мол, издаваться в журналах не так престижно, как иметь книжные публикации.

Но люди всё равно голосуют за журналы деньгами, а книги пылятся на полках магазинов годами. Особенно хорошие книги, не чтиво для средних умов вроде дамских детективов.

Печать по заказу

Хотите выпускать книги и (или) журналы, но не разориться? Тогда можете попробовать систему, на которую переходит весь цивилизованный мир — print-on-demand, печать по заказу.

Технология такова:

а) готовите книгу к печати;
б) показываете обложку и описание на сайте;
в) как только кто-то заказывает, печатаете один экземпляр и отсылаете по почте наложенным платежом.

То есть, деньгами не рискуете, вкладывать средства в тираж не нужно.

Но вот только есть несколько «но»: оборудование для цифровой штучной печати пока что весьма дорогое. Агрегат очень хороший: нажимаете на кнопку, и из недр машины вылезает практически готовая книжка, уже переплетённая. Остаётся только подравнять (на профессиональном жаргоне — сделать обрез). Буржуи очень довольны.

А в нашем родном совке такая система не приживается. Почему? Об этом — второе «но».

Кажется, есть только одно питерское издательство, которое постоянно работает по системе print-on-demand. Остальные боятся даже упоминать о самом понятии «печать по заказу» — мафия велит замалчивать, делать вид, словно такового и вовсе нет.

Если не верите, то можете побродить по интернету и посмотреть, сколько истерично-разгромных статей, пасквилей на print-on-demand опубликовали англоязычные издатели, сражаясь с конкуренцией, и сколько развешено статей хвалебных — какой сильный шум и пиар. А потом сравните, как редко система печати по заказу упоминается на русском языке. Да и те упоминания — как говорится, уже далеко не первой свежести.

В совковом книгопечатании тихо, как в гнилой трясине, иногда извергающей болотные газы в виде рекламы очередного детективчика для обывателей.

...Ну так что, сняли розовые очки? Романтики поубавилось? Или по-прежнему хочется нести свет настоящей литературы в темноту мещанства и попсы? Тогда резюмируем.

Выводы

Издавать книги бессмысленно. Особенно хорошие книги. Правители не хотят духовного возрождения. Тупым и развращённым стадом управлять легче. А умные и сознательные могут возродить свою страну, чего мировой закулисе вовсе не хочется.

Если очень хочется издавать что-то бумажное, то выпускайте журнал. Пусть в глазах среднестатистического обывателя журналы не такие престижные, зато вам не нужно будет прилагать много тщетных усилий, разоряться финансово и разочаровываться в жизни.

И, самое главное, постарайтесь успеть занять свою нишу на зарождающемся рынке цифрового издания. Следите за новыми веяниями, изменениями законодательства (цифровыми подписями, новыми сертификатами etc.). Заблаговременно создайте хороший, престижный интернет-магазин с безупречной репутацией.

Используйте бесплатное программное обеспечение Open Source, и вас никогда не отдадут под суд за пиратский софт (зачем вам судимость?). К примеру, электронные книги в формате PDF можно делать в Open Office (конкретно в OpenOffice Writer — кнопка сохранения в PDF есть на панели инструментов). А если скачать и подключить словарь, то будет ещё и бесплатная проверка орфографии.

Подключайтесь к акции «Купи электронную книгу и спаси дерево!» Даже если не очень переживаете из-за ухудшения экологии планеты, то участие сделает вам лишнюю бесплатную рекламу и привлечёт клиентов.

Идеальный вариант в нынешних условиях — совмещать издание небольшого скромного бумажного журнала (для поклонников чтения с бумаги) с выпуском качественных цифровых книг. То есть, свести расходы к минимуму и при этом не отставать от жизни.

Ведь в любом бизнесе главное — подходить к планированию с умом. Именно это — залог успеха.

Автор: Vanilinkin специально для BiZataka.ru

 

Подписка на новости

Обновления на biZataka.ru