Бизнес-план – это поэтапный проект реализации вашей бизнес идеи. Он поможет Вам ясно и четко представить весь комплекс возникающих при этом процессов. Он же служит инструментом вашего взаимодействия с потенциальными инвесторами. Чем полнее, понятнее и обоснованнее ваш бизнес-план, тем больше вероятность положительного решения по вашему проекту. Именно поэтому следует придать своим мыслям определенную структуру.
Введение.
Содержит данные о Вас и вашей фирме, если таковая имеется: наименование, цель и виды деятельности, организационно-правовая форма, регистрационные данные, адрес, контакты. Кратко описывается суть проекта и сводка целей использования заемных средств. Например, организация производства кукурузных палочек; цель займа – аренда помещения, покупка оборудования и оборотных средств.
Резюме проекта.
Содержит обоснование целесообразности, схему производства, основные планируемые показатели эффективности и их прогнозируемые величины.
1 Раздел. Описание отрасли.
Содержит анализ ситуации в выбранном секторе экономики в заданном масштабе. Следует рассмотреть величину спроса, его структуру, наличие конкурентов, их ценовую политику. Причем анализ этот должен быть выполнен в возможно большем масштабе, так как даже если сейчас Вы собираетесь работать исключительно на локальный рынок (своего города), в дальнейшем, возможно, удастся выйти и на более широкий сбыт. Чем детальнее будет описание отрасли, тем яснее инвестору будет видна перспектива проекта.
2 Раздел. Цели бизнеса и его описание.
Цель бизнеса – это удовлетворение какой-либо общественной потребности (возможно, сначала – создание токовой посредством рекламы). Не путайте: получение прибыли – это цель данного проекта. Понятие бизнеса несколько шире.
Описание бизнеса – содержит технологические, технические, маркетинговые схемы; структуру процесса производства; указание схемы взаимодействия с поставщиками и каналы сбыта. Степень подробности описаний определяется исходя из сложности и инновационности проекта. Чем сложнее проект, тем подробнее. Если используются стандартные технологии – излишнее словоблудие ни к чему.
3 Раздел. Маркетинговый план.
То есть план продаж произведенной продукции. Должен содержать систему ценообразования – исходя из каких соображений, Вы формируете цену на свой товар. Подробно описываются каналы реализации, кому, сколько и на каких условиях (складирование, транспортировка, возможность отсрочки платежей и т.д.) планируется поставлять продукции.
В этом разделе так же укажите принципы разработки вашей торговой марки (если она есть), и мероприятия рекламного характера. Даже если они очень скромны.
4 Раздел. Прогноз объема продаж.
Если срок реализации проекта не превышает двух лет прогноз объема продаж целесообразно делать помесячно. Если же проект долгосрочный – прогноз первого года составляется помесячно, далее поквартально.
5 Раздел. План производства.
Составляется в том же временном масштабе, что и прогноз объема продаж, хотя может быть и исключение, вызванное технологическими особенностями. Объем производства и объем продаж могут не совпадать на некоторых отрезках времени (например, в связи с сезонностью спроса). В этом случае следует предусмотреть либо возможности складирования, либо приостановку производства на указанный период.
6 Раздел. Структура компании.
Включаются структурные подразделения с описанием каждого, штатное расписание с обоснованием. Указываются затраты на персонал и управление.
7 Раздел. Программа развития.
Включает в себя Ваше видение развития бизнеса после окончания реализации данного проекта. В каком направлении планируете движение? Будете ли расширять производство? Выходить на новые рынки? Совершенствовать технологию? Расширять спектр производимых товаров (оказываемых услуг)? Ответы на эти вопросы и образуют программу развития.
8 Раздел. Оценка рисков.
Рассматриваете основные риски возможные при реализации проекта (ненадежные поставщики, изменение спроса, несовершенства технологии). Обязательно произведите оценку вероятности выявленных рисков и разработайте методы их нейтрализации. Ваша предусмотрительность порадует инвестора.
9 Раздел. Общий обзор и планирование мероприятий.
Укажите последовательно Ваши шаги при реализации проекта. Составьте подробный календарный план мероприятий. Он поможет Вам в выполнении проекта. По нему же инвестор будет контролировать реализацию проекта.
10 Раздел. Финансовый прогноз.
В данном разделе Вы указываете движение денежных потоков, начиная с момента старта проекта (получение кредита) до конца срока реализации. В разделе указываются все потоки относящиеся к проекту: затраты на сырье и другие расходы, выручка от продаж, выручка от внепроизводственной деятельности, выплаты по кредиту и т.д. Временной масштаб – аналогичен прогнозу продаж в разделе 4. По окончанию проекта оценивается итоговый результат – успешное возвращение кредита и получение прибыли или (упаси боже) иной.
В данном разделе так же указывайте мероприятия по освоению займа: какая сумма в какое время на что тратится.
Собственно, эта часть бизнес-плана наиболее интересует инвесторов, так, что советую уделить ей самое пристальное внимание.
11 Раздел. Ссылки на дополнительную информацию.
Это свод любой полезной информации, характеризующей ваш проект с положительной стороны: польза продукта для здоровья, улучшение экологической обстановки и иные плюсы не имеющие непосредственного денежного выражения. Так же может содержать информацию об оборудовании, поставщиках, ключевом персонале, основных потребителях и т.д.
Так же укажите необходимые формальные процедуры, например, если требуется лицензирование. В этом же разделе осветите вопрос страхования проекта, его целесообразность и, если таковая есть, мероприятия принятые в этом направлении.
Приложения.
Данный раздел содержит все объемные расчеты по проекту; копии учредительных и иных документов; копии персональных документов участников проекта; копии страховых документов и т.д.
© BiZataka.ru Автор Пушкарский Александр При использовании материала гиперссылка на источник Бизнес - обязательна !
|