Не знаю, как в других индустриях, но в рекламной популярно говорить о будущем. Нет, безусловно, прогнозы развития отрасли - штука для всех очень полезная, а рынок маркетинговых коммуникаций меняется намного динамичнее, например, металлургического или юридического.
Но у нас, в рекламе, тема будущего - главный и центральный вопрос практически всех профессиональных форумов, большинства семинаров, проходящих в рамках международных и национальных рекламных фестивалей, конгрессов etc. Мало того, это главный предмет для разговоров в кулуарах упомянутых событий.
Рекламисты говорят о потере популярности традиционных медиа-каналов. Ссылаются на то, что ТВ теряет аудиторию, пресса сокращает тиражи, а на улицах щиты быстрее срываются, чем появляются новые. Потребитель перенасыщен рекламой и как следствие - уменьшается эффективность роликов, макетов и постеров. Зритель, читатель и пешеход, стали умнее и более требовательными, а поэтому, на первый план должны выходить какие-то новые медиа, а рекламные коммуникации должны становиться все более утонченными.
По большому счету, адресат рекламных посланий одинаково ведет себя относительно «навязчивой» и «надоевшей» рекламы в любой стране мира. Ну, может, с некоторыми особенностями. Скажем, большинство латиноамериканцев, а особенно бразильцев, с удовольствием смотрят рекламу по телевизору, что не скажешь о жителях Европы или США.
Все это так, и все эти новые тренды, конечно, нужно учитывать рекламодателю и рекламисту в своей ежедневной практике. Реклама действительно должна стать осмотрительно творческой, не просто информировать, а делать это, развлекая людей, используя нетрадиционные приемы, буквально интегрироваться в среду и повседневную жизнь (ambient media). И рост рынка интерактивной рекламы (Интернет здесь играет первую скрипку), цифровых технологий, продакт плейсмента… только подтверждает эту тенденцию.
Но! О каком будущем мы говорим? О ближайшем? НЕ ВЕРЮ! Ничего в ближайших несколько лет точно не изменится. Позвольте сделать личный прогноз относительно будущего отечественного рекламно-коммуникационного (и не только отечественного, думаю) рынка на следующую пятилетку. По моему мнению, ничего принципиального в нашей индустрии не изменится.
Телевидение останется главным медиа-носителем, который забирает половину всех рекламных доходов, пресса, и наружная реклама в сумме будут забирать почти вторую половину, немного оставив рекламных денег для радио. Интернет, несмотря на бурное развитие, вряд ли сможет претендовать на более чем 1 - 2 % рынка и вряд ли догонит даже транспортную рекламу.
Это что касается денег. А вот разговоров о новых медиа и технологиях коммуникаций будет действительно все больше и больше. Реклама, несомненно, станет профессиональнее, творческой, умной, индивидуальной и этической (это отдельный тренд в рекламной индустрии). И, конечно, рано или поздно все эти действия вызовут переворот в структуре рекламных коммуникаций. Возможно, революционный. Но когда это произойдет? Точно не завтра!
© BiZataka.ru Автор: Игорь Прост специально для Бизнес журнал
|