Наше правительство постоянно твердит о необходимости поддержки малого бизнеса, а также о том, как этот бизнес важен и нужен для экономики страны. Мы, предприниматели, внемлем и иронизируем, поскольку не понаслышке прекрасно знаем, как далеки слова от дела.
Однако критиковать каждый может, а вот предложить что-то конструктивное, а уж тем более предпринять какие-то действия - немногие.
Я на секунду размечталась, что власть имущим станет интересно мое (и мне подобным) мнение по вопросу оптимизации мер государственной поддержки для малого бизнеса. Если бы мне дали возможность высказать свою точку зрения, я бы предложила следующие способы не дать начинающим предпринимателям загнуться в первый год их деятельности:
1. Полное освобождение от налогов в течение льготного периода.
Я бы ограничила данный период продолжительностью от 3 до 12 месяцев – в зависимости от сферы деятельности и, соответственно, сроков окупаемости бизнес - проекта. Все полумеры в виде так называемых щадящих систем налогообложения – наподобие УСН и ЕНВД – по сути дела, никого не спасают. Потому как 99% предпринимателей в первые месяцы своей деятельности работают в минус. И с чего платить налоги? К тому же, что уж греха таить, размер налогов и поборов, которые необходимо платить государству, порой заставляет усомниться в адекватности тех людей, которые придумывают эти цифры…
2. Консультационное сопровождение.
Очень часто молодых предпринимателей губит элементарная безграмотность – юридическая и экономическая. Консультации юриста стоят дорого, и мало кто сможет за каждый вопрос выкладывать кругленькую сумму. Нанять бухгалтера тоже редкий счастливчик может себе позволить. И как результат – предприниматели попадают на штрафы либо переплачивают налоги. И делают это исключительно в силу своей неосведомленности. Однако незнание законов, как нам известно, не освобождает от ответственности. И ценой за это незнание часто является бизнес. Кстати, я слышала краем уха, что какие-то государственные юридические консультации для предпринимателей есть. Правда, никто никогда их не видел и не пользовался их услугами...
3. Регулирование отношений между малым и крупным бизнесом.
Честно говоря, я не знаю, возможно ли решить эту проблему. Но если уж и возможно, то исключительно на государственном уровне. Ситуация с монополиями крупных сетей просто вопиющая. Разумеется, малый бизнес не в состоянии конкурировать с сетями ни ценой, ни ассортиментом. Его главные козыри – экономия времени покупателя и индивидуальный подход. Но крупный бизнес систематично превращает работу мелких предпринимателей в мартышкин труд, либо просто душит ее на корню. Особенно в этом ключе выделяется проблема аренды – главным образом, ее стоимость и произвол арендодателей. Трудно перечислить, сколько благих начинаний и перспективных проектов сгублено собственниками-монополистами. И ни один предприниматель не защищен от того, что ему скажут: либо подписывай этот грабительский договор, либо уходи – на твое место завтра придет кто-то еще. Но раз подобное положение дел сохраняется, видимо, это кому-то (а конкретнее, государству) очень выгодно.
4. Борьба с бюрократизацией.
Нет, Россия далеко не самая бюрократизированная страна. В Америке, например, все еще намного более формализовано. Но в той же самой Америке у людей почему-то не возникает состояния полнейшей беспомощности при попытке решить даже самый пустяковый вопрос. Например, сдать налоговую декларацию или отчет в пенсионный фонд. У нас же система построена таким образом, что у человека практически нет шансов с первой же попытки понять, куда и с какими бумажками бежать. Стоит зайти, например, в налоговую инспекцию в период сдачи отчетности: люди стоят потерянные, понять, куда тебе идти и к кому обратиться, можно только благодаря «сарафанному радио». Я совершенно не понимаю, как можно создать такой хаос в государственных структурах (касается также и горячо любимых народом Сбербанка и Почты России). И почему-то каждый новый метод, целью которого является оптимизация этой системы, только еще больше ее усложняет.
Для того, чтобы хоть как-то облегчить жизнь предпринимателям, а заодно и работникам инстанций, с которыми им приходится контактировать, необходимо свести до минимума личный контакт сторон и максимально автоматизировать процессы. Кроме того, стоит уделить особое внимание информационному сопровождению этих процессов. Те, кто пытался найти что-нибудь на сайтах тех же самых ФНС, поймет, о чем я говорю (ни один сервис не работает, навигация – хоть плачь и т.д.). Неужели при таких размерах налогов и штрафов у налоговой инспекции нет средств на создание и поддержку действительно понятного и удобного сайта? Что уж после этого от предпринимателей ждать…
5. И напоследок: очень хотелось бы, чтобы все те многочисленные законы, принятые, подписанные, неоднократно обсуждаемые, действительно работали. Ведь их конечной целью является облегчение жизни тех, кого они касаются. Однако на практике наша система приводит к тому, что люди, в чьи обязанности входит контроль за соблюдением исполнения законов, находят в них лазейку, чтобы сделать из нее очередную «кормушку». И начинают потихоньку «доить» предпринимателя. Коррупцией это не назовешь: ведь формально все законно. И дальше сам предприниматель решает для себя: либо дать представителю власти «на лапу», поощрив тем самым гнилую коррупционную систему, но избавив себя от лишних нервных потрясен¬ий и расходов; либо пытаться искать правды в ущерб задачам бизнеса. Угадайте, что он скорее всего выберет? Вся эта орда из пожарных, налоговых инспекторов, ОБЭП, миграционных служб, полиции и прочих инстанций так никуда и не делась, несмотря на наказ премьер-министра прекратить «кошмарить бизнес».
© Автор: Анастасия Сорокко специально для BizAtaka.ru |