Как проверить бухгалтера - полезные советы руководителю и малоизвестные хитрости

E-mail
(2 голосов)
менеджмент - бухгалтерия и налоги
Оглавление
Как проверить бухгалтера - полезные советы руководителю и малоизвестные хитрости
Страница 2

Данный материал познакомит вас с несколькими малоизвестными секретами, с помощью которых директор может контролировать бухгалтера незаметно не только для него, но и для всех остальных.

Как известно, один из популярных видов мошенничества — это подделка подписи директора фирмы. Хорошую качественную "подделку" распознать можно лишь с помощью графологической экспертизы, а ее осуществление требует серьезных оснований. Поэтому нередки такие ситуации: директор безуспешно старается припомнить — почему заключили договор именно с этой новой организацией, а не с контрагентом, с которым давно работали, и когда я успел его подписать?

Руководитель просит бухгалтера, чтобы тот предоставил ему все документы по сделке, тщательно их изучает, сомнений возникает еще больше (например, цена завышена, или сроки поставок неудобные), но — на документе стоит его подпись. Руководитель пожимает плечами (мол, как это я мог такое подписать), но делать нечего — для расторжения договора оснований нет. И невдомек ему, что его подпись на контракте — вовсе и не его, а всего-навсего искусная подделка.

Поэтому при подписи документов рекомендуется соблюдать одну небольшую хитрость. Подписанный вами документ можно помечать незаметно от всех: например, ставить на оборотной его стороне маленькую точку, либо примять уголок документа, и т.п. Аналогично рекомендуется помечать все подписываемые документы: договоры, контракты, счет-фактуры, платежные документы, и т.д. Конечно, делать это нужно незаметно от посторонних, лучше - в одиночестве; для этого заведите папку «Директору на подпись», и пусть она лежит у секретаря. Сюда работники фирмы будут класть документы, на которых требуется подпись руководителя, а вы периодически будете забирать ее содержимое, подписывать документы в одиночестве и возвращать их секретарю, где их и будут получать заинтересованные работники. С помощью этого несложного метода вы при возникновении спорной ситуации без труда определите, подписывали вы конкретный документ или ваш автограф на нем - не больше, чем обыкновенная подделка.

Кстати, многие руководители практикуют использование вместо своей подписи факсимиле. Более того — при длительных отлучках они оставляют факсимиле на предприятии и разрешают ставить с его помощью свою подпись везде, где это необходимо. Стоит ли говорить, насколько благоприятна такая ситуация для различных злоупотреблений! Здесь и проведение несанкционированных платежей, и произвольное снятие наличных денег (некоторые банки официально принимают факсимиле вместо подписи), и заключение «выгодных» контрактов (разумеется, выгоду в виде отката получит сотрудник, который организовал заключение нужного контрагенту договора), и списание товарно-материальных ценностей, и т.д. и т.п. Поэтому категорически не рекомендуется даже изготавливать свое факсимиле (ведь образец останется на предприятии, которое изготовило факсимиле), не говоря уже о том, чтобы давать пользоваться им своим сотрудникам.

Возникает закономерный вопрос: каким же образом решать текущие проблемы (подписывать документы, заключать договоры, и т.п.) в случае, когда руководитель предприятия находится в командировке?

На предприятии должен быть заведен четкий порядок действий на случай отсутствия руководителя. Например, если руководитель часто бывает в командировках, рекомендуется для осуществления платежей пользоваться программой проведения электронных платежей типа «Банк – Клиент» — в этом случае отпадет надобность подписи руководителем платежных документов.

При этом, для исключения проведения несанкционированных платежей руководитель предприятия перед отъездом дает добро на проведение только необходимых платежей: например, оплата налогов, расчет с поставщиком в соответствии с условиями контракта, и т.д.

Проведение любых других платежей на время отсутствия руководителя предприятия строго запрещается.

Подпись остальных документов (счет-фактур, контрактов и т.д.) можно либо отложить до возвращения руководителя предприятия, либо поручить его заместителю.

Для контроля получения в банке и последующего расходования наличных денежных средств руководителю предприятия желательно иметь ксерокопии чеков на снятие наличных денег. Например, можно завести на предприятии такой порядок: бухгалтер, прежде чем идти к руководителю предприятия подписывать чек на получение наличных денег в банке, должен предварительно сделать ксерокопию этого чека. Подписывая чек, руководитель предприятия оставляет ксерокопию у себя. Когда бухгалтер придет подписывать следующий чек, руководитель может посмотреть — на что и когда снимались деньги в банке в прошлый раз? Если, например, бухгалтер по пять раз в месяц приходит подписывать чек на получение денег на хозяйственные расходы, то у руководителя предприятия есть все основания отказаться от подписи такого чека и проверить порядок соблюдения кассовой дисциплины на предприятии. Некоторые ушлые бухгалтеры ухитряются дважды снимать наличные деньги для покрытия командировочных расходов на одну и ту же командировку, пользуясь тем, что руководитель забыл о том, что на эти цели деньги уже были сняты недели три назад.



 

Подписка на новости

Обновления на biZataka.ru