Как проверить бухгалтера - проверка учета основных средств

E-mail
(1 голос)
менеджмент - бухгалтерия и налоги
Оглавление
Как проверить бухгалтера - проверка учета основных средств
Страница 2

Опытный бухгалтер проводить незаконные операции, касающиеся учета основных фондов. В данной статье мы расскажем, как директор может распознать такие махинации.

В первую очередь четко определите, учет каких основных средств вы желаете проверить, и — за какое время. Затем возьмите соответствующие бухгалтерские документы: карточки учета ОС, акт ввода объекта ОС в эксплуатацию, амортизационную ведомость (на всех документах бухгалтер должен расписаться). Иногда (например, если объект ОС поступил на предприятие в проверяемом периоде) могут понадобиться также документы, подтверждающие приобретение основных средств: договор (контракт) на поставку объекта (объектов) основных средств и ТТН.

Вначале нужно проверить правильность начисления износа. Это обусловлено тем, что при неправильном начислении износа (например, если нормы начисления амортизации завышены) полная стоимость объекта основных средств будет списана быстрее. В результате может сложиться ситуация, когда объект основных средств, будучи в неплохом и вполне рабочем состоянии, окажется полностью списанным; разумеется, недобросовестный бухгалтер не преминет воспользоваться удобной возможностью нагреть на этом руки.

Как же определить правильность начисления износа? В первую очередь нужно узнать у бухгалтера нормы начисления амортизации на каждый из проверяемых видов основных средств. Обычно эти нормы указываются в процентах в год — например, 10% от полной стоимости объекта основных средств в год.

Очевидно, что если износ начисляется ежемесячно, то годовую сумму износа следует разделить на 12; при ежеквартальном начислении износа годовую сумму износа нужно разделить на 4. Кстати, нормы начисления амортизации можно узнать не только у бухгалтера — они закреплены законодательно, и их можно приобрести как в магазине специализированной литературы, так и найти в Интернете.

После того, как вы рассчитали сумму амортизации (ежемесячную либо ежеквартальную) каждого проверяемого объекта ОС, можно приступать к проверке правильности начисления износа. Для этого нужно взять ведомость начисления износа, которую предоставил вам бухгалтер, и подробно сверить все начисленные суммы износа с той суммой, которая получилась у вас. Если вы обнаружили расхождение (особенно — если сумма начисления износа в бухгалтерской ведомости постоянно превышает получившуюся у вас сумму), то следует вызвать бухгалтера и потребовать у него объяснений, почему он производит начисление амортизации в размере большем, чем это разрешено законодательно.

Следует учитывать, что если превышение норм начисления и списания амортизации обнаружат налоговые органы, то это повлечет за собой серьезные финансовые санкции. Ведь суммы начисленной амортизации списываются на затраты предприятия; следовательно, при превышении норм амортизации увеличивается сумма затрат и, соответственно — уменьшается налогооблагаемая прибыль, а это является серьезным нарушением налогового законодательства. Причем с высокой долей вероятности можно сказать, что санкции будут наложены не только на предприятие, но и на главного бухгалтера и на руководителя предприятия.

Зная это, опытный бухгалтер может пойти на хитрость. Начисление амортизации он будет производить по завышенным нормам, но вот списание начисленного износа на затраты будет осуществляться в пределах установленных норм. Остальная сумма начисленной амортизации будет списываться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В такой ситуации при проведении проверки налоговые органы могут не предъявлять претензий: ведь на затраты относится сумма амортизации в пределах установленных норм, следовательно — сумма затрат не завышается, а налогооблагаемая прибыль — не занижается. В то же время объект (объекты) основных средств списывается в ускоренном порядке, в результате чего он будет полностью списан намного раньше нормативного срока службы.

После того, как вы проверили правильность начисления и списания амортизации, следует посмотреть на остаточную стоимость проверяемых основных средств. Если вы видите, что стоимость того или иного объекта основных средств в скором времени будет полностью списана, рекомендуется лично проверить состояние этого объекта. Кто знает — может, даже после списания с него можно будет получить хоть какой-то доход? В качестве такого примера можно привести легковой автомобиль: допустим, что стоимость легкового автомобиля списана полностью, но он еще находится во вполне рабочем состоянии. Это, кстати, неудивительно: ведь если полная стоимость какого-либо автомобиля должна списываться через 10 лет, то по российским меркам это еще более-менее приличный автомобиль.

ПРИМЕЧАНИЕ

Что касается автомобилей, то их полная стоимость списывается в зависимости не только от срока службы, но еще и от пробега. Ресурс каждого автомобиля, выраженный в километрах пробега, устанавливается предприятием-производителем и указывается в техническом паспорте автомобиля.

Поэтому с автомобиля, на всю стоимость которого начислен износ, можно снять некоторые запасные части и продать их — как известно, рынок бывших в употреблении запасных частей в современной России цветет и процветает. Имейте в виду, что если вы этого не сделаете, то высока вероятность того, что это сделают другие сотрудники фирмы (например, бухгалтер, вступивший в сговор с водителем, который работал на списанном автомобиле).

Что касается автотранспортных средств, на полную стоимость которых был начислен износ, то здесь у руководителей предприятий и бухгалтеров возникает масса вопросов, касающихся того, как законным образом завершить списание и утилизацию автомобиля. В самом деле, ведь не отправлять же на свалку автомобиль, у которого остались вполне пригодные к эксплуатации запасные части, например: лобовое, боковые и заднее стекла, зеркала, спидометр, крылья, крышка багажника (у легковых автомобилей), капот, и т.д. Эти запчасти вполне могут послужить другому аналогичному автомобилю в случае такой необходимости (например, после аварии не нужно будет покупать новые капот и крылья, а можно будет поставить те, которые остались от старой машины).



 

Подписка на новости

Обновления на biZataka.ru