Кредит как финансирование предприятия

E-mail
(1 голос)
менеджмент - финансовое управление
Оглавление
Кредит как финансирование предприятия
Оценка и выбор банка

Получение кредита в банке или у другого предпринимателя — самое очевидное решение для хозяйствующего субъекта, испытывающего недостаток финансовых средств. Такой вполне естественный выход, продиктованный здравым смыслом, находит массовое подтверждение и в реальной хозяйственной практике.

Конкретное предложение о требованиях и суммы займа подготавливается финансовым отделом организации. Требуемая сумма руководствуется имеющими и ожидаемыми финансовыми итогами деятельности предприятия, выражающимися в таких показателях, как прибыль, объем продаж, число и платежеспособность клиентов, размер уже имеющейся задолженности и способность предприятия оплатить долги, величина собственного капитала.

Решение о необходимости займа, его возможной форме и источнике принимает сам и только сам предприниматель — руководитель предприятия. Какой бы квалифицированной ни была финансовая служба, предприниматель-директор должен самым серьезным образом вникнуть в дело, во всем разобраться и принять решение, за которое он, именно он несет полную ответственность. А решение об обращении за кредитом — одно из самых, если не самое ответственное финансовое решение. Долг есть долг, его ведь возвращать надо, да еще и с процентами. Печальная судьба многих новых российских предпринимателей, взявших в долг да его не вернувших, общеизвестна. А сами невыплаты ведут к цепным реакциям неплатежей, что очень часто оборачивается крахом — и для взявших, и для давших в долг.

Обращение в банк или к другому предпринимателю за кредитом еще не гарантирует его получения. Кредитный агент должен быть уверен в прочности финансового положения просителя, в его кредитоспособности, а предприниматель должен быть уверен в кредитном партнере. Обычно таким кредитным партнером бывает банк, поэтому ниже мы рассмотрим сначала отношения с банком.
Банк не ведет себя пассивно в случае обращения к нему клиента-заемщика. Банк нуждается в разнообразной информации о клиенте, внимательно его изучает.

Для начала организуется личная встреча одного из кредитных управляющих (менеджеров) банка с предпринимателем-просителем или его полномочным представителем, затем запрашиваются справки о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, собирается информация о предприятии у различных государственных и частных экономических учреждений и организаций, обязательно включая и банк, непосредственно обслуживающий клиента (т. е. банк, ведущий текущие финансовые дела предприятия). Согласно отечественной практике предприниматель обычно заполняет специально подготовленную банком анкету о финансово-хозяйственном положении, предоставляет финансовый баланс и годовой отчет, документацию о производственных и хозяйственных планах, страховые и иные документы по усмотрению банка.

Специальный отдел банка, располагающий сведениями именно кредитования бизнеса, рассматривает и разбирает переданные документы и данные, дающие возможность проверить и оценить платежеспособность (способность выплачивать кредит), кредитоспособность (присутствие факторов для получения кредита и возможность его вернуть), деловую репутацию и прошлую кредитную историю потенциального заемщика.

Банк разбирается во всех аспектах деятельности обратившегося к нему предпринимателя, в особенности при первом его обращении. Банк проявляет интерес не только к внешним показателям, его интересует и скрытая часть «информационного айсберга».

Информация, запрашиваемая банками о потенциальных клиентах, может быть различной, методы ее анализа часто составляют коммерческую тайну банков.

Обычно в качестве примера параметров, определяемых и анализируемых банками при оценке степени риска предоставления кредита тому или иному клиенту, приводят набор показателей-характеристик клиента и запрашиваемого кредита, известных под условным названием «5С» (кредита, клиента):

1С (customer character) — характер клиента (показатели доходности собственного капитала, доходность общего капитала, доходность текущих активов и т. д.);

2С (capacity tо рау) — платежеспособность клиента (характеризуется показателями ликвидности, платежеспособности и иными финансовыми показателями);

ЗС (collateral) — обеспечение кредита (виды обеспечения, принимаемые банком, список гарантов и поручителей клиента — банки, страховые компании, иные организации и их финансовые характеристики, отнесение кредита к тому или иному классу по надежности обеспечения);

4С (capital) — капитал клиента (оценка достаточности собственного капитала заемщика, оценка его рыночной устойчивости и финансового положения с помощью коэффициентов автономии, мобильности, надежности и маневренности средств);

5С (current business conditions and goodwill) — текущее деловое положение и деловая репутация.

В мировой банковской практике сложились и методы выявления — уже на уровне исследования кредитной заявки — сомнительных кредитов, т. е. кредитов с повышенным риском, которые могут оказаться в будущем просроченными или невозвратными. Американские коммерческие банки, например, используют систему специально разработанных сигналов-индикаторов, свидетельствующих о возможной сомнительности клиента.

При анализе документов, представленных потенциальным заемщиком, служащие банка обращают особое внимание на следующие показательные моменты:

— сигналы из кредитной истории заемщика (например, факты неуплаты процентов заемщика в прошлом, противоречия и несогласия в информации, полученной банком о клиенте);

— сигналы, относящиеся руководства и управления предприятием заемщика (например, постоянные смены в руководстве, битва за верховенство среди управляющих, неустойчивый нрав руководителя, оказывать давление на банковских менеджеров и т. п.);

— сигналы, которые выражают деятельность заемщика (сложная ситуация в отрасли, когда поставщики и клиенты заемщика «привязаны» к ограниченному числу поставщиков и покупателей, или заемщик слабо контролирует своих должников);

— сигналы, причисляющие к организации кредитования (заемщик плохо представляет цели кредитования, либо они материально не обеспечен, имеет плохо составленную кредитную заявку и программу погашения ссуды, у заемщика не имеются запасные источники оплаты долга, или кредит предназначается в основном для сферы обращения);

— сигналы, свидетельствующие об уклонениях от введенных норм (имеются в виду выявленные банком отклонения в ведении отчетности, банковских счетов заемщика, упрощенное ведение баланса, а также отклонения фактических показателей его производственной и коммерческой деятельности от запланированных или обычных для данной сферы деятельности).

Показатели платежеспособности и кредитоспособности клиента служат основаниями для принятия решения о возможности предоставления кредита, а также для формирования конкретных условий кредитного договора, т. е. главных условий предоставления кредита. Нетрудно заметить, что банки, проверяя клиентов, стремятся отсечь от своего кредита нецивилизованных предпринимателей, что лишний раз свидетельствует, что благородный бизнес все-таки лучше неблагородного.

Идя на запрашивание кредита, предприниматель, в свою очередь, должен подумать о цивилизованности банка, его реальных возможностях. Банк тоже должен быть кредитоспособным, но уже в плане предоставления кредита, а не его испрашивания.



 

Подписка на новости

Обновления на biZataka.ru