Что считается самым важным для успешного руководителя? Это умение принимать быстрые, адекватные решения, вовремя реагировать на сложившуюся ситуацию, эффективно управлять персоналом компании: осуществлять подбор, обучение, внедрять мотивационные методы и т.д. Но мало кто указывает, что одна из главных характеристик руководителя – это умение правильно увольнять работников.
Когда руководитель увольняет работника – это стресс для их обоих. Как признаются некоторые менеджеры компаний, они вообще не могут уволить человека, не знают, как сказать ему о сокращении, чтобы не навредить здоровью, психике работника, в конце концов, чтобы его не обидеть. Умение руководителя мягко, лояльно уволить сотрудника благоприятно отражается на всей компании, ведь именно уволенные сотрудники создают ей имидж за пределами офисов и производств.
Аутплейсмент - метод мягкого, лояльного увольнения. Появился этот подход к увольнению в конце Второй Мировой войны в Америке, когда государство принялось за поиски работы для вернувшихся солдат. С тех пор на западе использую аутплейсмент 80 процентов компании, что позволяет их работникам оперативно и без психологических травм сориентироваться на рынке труда после увольнения. Для стран бывшего СССР этот метод относительно новый, и его используют порядка 5-10 процентов фирм.
Основные преимущества аутплейсмента:
• Применение аутплейсмента при увольнении помогает избежать многих судовых разбирательств и других проблем, связанных с увольнением.
• Применение этого метода критически важно, так как бывают случаи, что бывший работник компании может ей помочь в каком-то вопросе, и только от того, как произошло увольнение, зависит его решение о помощи.
• В период кризиса и вынужденного сокращения штатов особенно аккуратно необходимо подойти к процессу увольнения, ведь придёт то время, когда потребуется снова нанимать специалистов, а «выращенные» вами, а в последствие и уволенные работники, не захотят к вам возвращаться.
• Применение аутплейсмента важно и для поддержания хорошего отношения работников компании к руководству, лояльного их отношения к кадровой политики предприятия.
• При увольнении сотрудника с помощью применения аутплейсмента, руководитель может быть уверен в сохранении сотрудником коммерческой тайны, информации о компании, которую не должны знать конкуренты.
• Мягкое увольнение позволяет избежать стресса, психологического расстройства сотрудника, которого сократили.
Аутплейсмент проводится с помощью привлечения сторонних организаций для решения проблемы сокращения и дальнейшего сотрудничества с заинтересованной стороной, а именно с работником для его трудоустройства. Применение этого метода позволяет работнику, если и не найти сразу новое место работы, то восстановить своё нормальное психологическое состояние, отнестись к увольнению с позитивом, как к новому витку своей карьеры.
Аутплейсмент в нашей стране применяется достаточно редко. В основном его используют в тех фирмах, в которых руководство имеет финансовые возможности нанять частного коучера. Используют этот метод для увольнения менеджеров высшего звена, так как им наиболее сложно найти новую работу, психологически перенести сокращение.
Для рядовых работников аутплейсмент если и применяют, то в виде семинаров и тренингов, на которых их учат составлять грамотное резюме, знакомят со способами поиска работы, новшествами рынка труда. К каждому работнику подходят индивидуально, стараясь подобрать ему работу по его желанию, предпочтению. Компания, которая предоставляет услуги аутплейсмента, самостоятельно отправляет резюме кандидата по интересующим его вакансиям и фирмам.
Основная задача аутплейсмента состоит в том, что работника необходимо максимально подготовить к увольнению. Для этого с ним необходимо беседовать о его умениях, навыках, достижениях, обсуждать с ним его недостатки, помочь в них разобраться, найти причины его неудач и промахов. Сотрудник сам должен прийти к выводу, что ему необходимы изменения и перемены. Очень часто во время применения аутплейсмента сотрудник хочет уволиться с компании по своему желанию, и начинает искать более привлекательное для него место работы. Проводить беседы с работником необходимо в дружественной, доверительной форме. Такой способ увольнения особенно актуален, когда работник был устроен вами по рекомендации знакомого или друга, он вам не подходит, но уволить вы его не можете с моральных точек зрения.
Очень часто метод аутплейсмента применяется в старых компаниях, которые были основаны ещё в Советском Союзе. В таких компаниях, как правило, много работников пенсионного возраста, которые работают «по старинке», тормозя тем самым развитие фирмы. Чтобы простимулировать желание работника выйти на пенсию, руководство предлагает им компенсационные выплаты, поощряя тем самым увольнение по собственному желанию. Такая схема увольнений может применяться для различных сфер экономики и категорий персонала. При грамотном использовании аутплейсмента создаётся впечатление естественной текучести кадров.
Методом аутплейсмента является и перевод работника на другую должность компании с предварительным его обучением.
Давайте разберёмся в анатомии аутплейсмента.
Аутплейсмент состоит из следующих частей:
1. Проведение анализа профессионализма работника;
2. Обучение работника написанию резюме, сопроводительного письма, прохождению собеседования;
3. Консультирование руководителя фирмы и работника по безконфликтному увольнению;
4. Оказание помощи работнику в составлении стратегии поиска новой работы, а именно описание последовательности действий, методов поиска работы и др.;
5. Советы работнику по прохождению испытательного срока на новом месте работы.
Таким образом, грамотно применённый аутплейсмент позволяет компании сохранить свою репутацию, руководителю помогает завоевать уважение сотрудников и окружающих людей, а сотрудники чувствуют поддержку, уважение руководства, находят для себя новые пути развития и совершенствования.
© Автор Елена Гис специально для портала "Бизнес"
|