Задача определения результатов использования различных методик по управлению знаниями достаточно сложна. Если допустить, что в компании работает образовательная база, выявлены критичные для бизнеса факторы, имеются люди, способные играть роль носителей и создателей знаний, налажена система обмена знаниями и персонал принимает нововведения с энтузиазмом, можно попробовать оценить эффект от всех этих составляющих успешной деятельности.
В такой компании собирают корпоративный опыт, регулярно анализируют новые идеи и применяют лучшие из них. Из таких мероприятий «вырастают» новые продукты и услуги, улучшается финансовая ситуация в компании.
При этом наблюдаются внедрения новшеств и, как следствие, повышение эффективности работы в HR и маркетинговой службах.
Ответить на вопрос, что именно привело к финансовому успеху, достаточно сложно, потому что невозможно установить прямую зависимость финансового успеха от нематериальных факторов.
В западных компаниях применяется система BSC, которая напрямую определяет финансовый рост компании в зависимости от нематериальных факторов. Однако отечественные компании пользуются этой методикой крайне редко.
Взамен можно последовать рекомендациям отечественных специалистов, адаптированным к условиям нашей действительности. Для этого необходимо сделать следующие шаги.
1. Определяем конкретно подразделение компании или бизнес-процесс, которые нуждаются в улучшении за счёт корпоративного опыта или знаний персонала.
2. Уточняем, какие факторы в этом подразделении или процессе можно значительно улучшить при помощи инструментов или методик по управлению знаниями.
3. Поручаем руководителям подразделений оценку эффекта от планируемых изменений. Этот эффект может быть определен как в финансовых параметрах (дополнительная прибыль или экономия средств), так и во временных (экономия времени работников), которые тоже можно определить в финансовых.
4. Сравниваем имеющуюся на данное время результативность работы или процессов с планируемой в перспективе.
Как иллюстрацию, можно привести ситуацию в молодой быстроразвивающейся компании, когда большое количество персонала трудно ориентировалось в должностных обязанностях и знаниях коллег, и тем самым создавалась напряжённая ситуация, мешающая эффективной работе.
Руководство нашло решение этой проблемы, начав регулярно выпускать справочное издание, содержащее всю необходимую для работы информацию. При этом была достигнута экономия времени в полтора раза.
При оценке эффекта от процессов по управлению знаниями нельзя упускать из виду, что они обязательно способствуют повышению комфортности в коллективе, возрастанию веры в успех и свои силы, а значит – повышению мотивации персонала.
А это еще одна большая потенциальная выгода для компании.
© biZataka.ru. Автор hrizantema. При использовании материала гиперссылка на источник Бизнес - обязательна !
|