Как «построить» сотрудников или Кризис в помощь руководителю

E-mail
(0 голосов)
менеджмент - персона - персонал

Каким бы сложным не был период кризиса для предприятий различных форм собственности, многие стараются извлечь из ситуации максимум пользы или хотя бы минимизировать потери. А также навести наконец-то порядок в хозяйстве. Вот и для работодателей это очень удачный момент чтобы «закрутить гайки» и «построить» своих сотрудников, используя тему кризиса, даже если его угроза еще не сильно нависла над фирмой.

И, надо признать, ссылки босса на кризис имеют под собой основание. Во-первых, мировой кризис затронул все сферы экономики, так что наступление его последствий более чем вероятны. Во-вторых, в экономике, в которой все взаимосвязано, негативные последствия могут все-таки наступить, особенно, если проблемы возникнут у партнеров или поставщиков. Это всего лишь вопрос времени. А, в-третьих, дальновидный руководитель должен предвидеть развитие ситуации и подготовиться к ней заранее.

На этом фоне в компании возможны различные мероприятия по оптимизации расходов, реструктуризации отделов, проектов и так далее. Под шумок можно избавиться от неугодных сотрудников. В этих условиях удобно урезать заработную плату или как минимум ее не поднимать, а также сэкономить на годовых и последующих премиях, а также социальных программах – их можно уменьшить, заморозить до лучших времен или отменить совсем. Так как мотивировка лежит на поверхности, то дополнительных разъяснений сотрудникам этих непопулярных методов не потребуется, тем более, что далеко не все знают истинное положение вещей в компании, можно немного сгустить краски. Зато потребовать лояльности от работников самое время.

Да и вообще, в условиях мирового кризиса руководству гораздо легче диктовать свою волю сотрудникам. Это особенно хорошее время для руководителей, предпочитающих авторитарный стиль управления.

Если раньше сотрудники могли роптать на маленькую зарплату и работать с ленцой, проводя рабочее время в интернете, то сегодня это недопустимо. И не большая зарплата вовсе не повод для плохой работы, ведь во время безработицы на это место наверняка найдутся желающие. Настал момент изменить положение. Пора объявить войну опозданиям и ввести систему учета рабочего времени, и определить КПД каждого сотрудника, то есть их личную эффективность. Помочь в этом может планирование и отчетность. Ежемесячная, еженедельная или ежедневная.

Если у руководителя ярко выражен демократичный стиль управления, то он может им воспользоваться, чтобы сохранить эффективные кадры, которые будут работать слаженно, совместно переживая не легкие времена и преодолевая последствия кризиса. При этом, что хорошо для авторитарного руководителя, будет уместно и для демократа. За исключением разве что слишком уж жесткой системы контроля.

Тяжелее всего придется руководителю-либералу. Ведь его подчиненные вполне самостоятельны, а он не оказывает сильного давления на сотрудников в силу сложившихся традиций. Однако, ради выживания компании, меняться придется, хотя бы в сторону демократичного управления. Тогда совместными усилиями можно прийти к оптимально выгодному обеим сторонам решению сложного вопроса. Указывая сотрудникам на необходимость поддержки компании с их стороны, также можно провести некоторую корректировку кадровой политики, оплаты труда и социальной программы.

Совершенно очевидно, что кризис явно не на стороне простых сотрудников. Некоторые, конечно, могут извлечь выгоду и не потерять позиции, а возможно и укрепить их, но это будут единицы. Основная же масса находится в весьма невыгодных условиях ожидания решения своей участи. Ведь руководство озабочено выживанием предприятия, судьба сотрудников отходит на второй план. И финансовое положение компании, и способности менеджмента просчитывать ходы, не всегда позволяют позаботиться о них достойным образом.

Но дело не только в том, чтобы заботиться о сотрудниках, которым нужно кормить детей. Речь, прежде всего, должна идти о сохранении кадров, которые и должны выводить предприятие из тяжелой ситуации. Только дальновидный руководитель способен это понять и сохранить потенциал компании. Ведь выходить из кризиса рано или поздно придется, а для этого нужны специалисты. Если старые, проверенные кадры не сохранены, то придется набирать новых, но их нужно обучить, а это лишнее время и деньги.

Зарубежная практика знает примеры заботы о кадрах. Так еще в 98-ом году, во время кризиса в компании Фольксваген, его сотрудникам предлагались варианты сокращенного рабочего дня, недели, работы по вызову по необходимости или работы дома. Сегодня примерно тоже происходит в Люксембургском Арселоре, сотрудникам которого предлагается на выбор несколько вариантов: от увольнения с хорошим пособием, возмещающим расходы на учебу или что-то другое, до так называемой «рабочей паузы» до шести месяцев с выплатой 20% от заработной платы.

Цель этих мероприятий в том, чтобы сохранить ценные кадры, которые, как известно, решают все.

 

© biZataka.ru Автор Inetta
При использовании материала гиперссылка на источник Бизнес - обязательна !

 

Подписка на новости

Обновления на biZataka.ru