Любой бизнес, как хорош он не был, знает не только победы, сверхприбыль и взлеты, но и падения, кризис и крах, после которого приходится начинать все с начала. Если вы занимаетесь бизнесом не первый год, то, скорее всего, знаете, как вам вести в таких случаях. Но при этом каждый раз вы позволяете себе судить о происходящем только со своей точки зрения, почти не задумываясь, что чувствуют в такие моменты люди, работавшие на вас. И зря, ведь начни вы мыслить иначе, вам бы не составила труда сохранить преданность и любовь любого увольняемого вами сотрудника, что особенно важно, если вы дорожите им, и искренне сожалеете, что через неделю, две или месяц он станет работать в другой фирме, а значит – будет потерян для вас навсегда.
А ведь достаточно понять психологию наемных сотрудников, чтобы научиться расставаться с каждым из них так чтобы, не смотря на то, что вы уволили его или сократили, он будет счастлив в случае, если вы позвоните ему и скажите, что хотите снова его нанять. Для этого только и нужно, что соблюсти 7-ть главных законов правильного увольнения сотрудника, после которых он выйдет из вашего кабинета не чувствуя себя униженным, оскорбленным, без ощущения, что его жизнь не удалась.
1. Сохраните ему ощущение собственного достоинства.
Помните, что для наемного рабочего с его небольшой зарплатой, убогой дачей, крошечной квартирой и машиной, взятой кредит, единственной и главной ценностью является ощущение собственного достоинства, которыми он дорожит куда больше, чем вы всем тем, что у вас есть. Потому сделайте все, чтоб сохранить его, ведь только в этом случае человек будет считать, что вы поступили с ним жестко, но справедливо, не будет ненавидеть вас всю свою оставшуюся жизнь.
Что нужно сделать для этого? Потратить хотя бы час на то, чтобы вызывать увольняемого сотрудника к себе в кабинет, угостить его кофе, и поговорить с ним по-человечески, рассказав о своих проблемах, выяснив, что он теперь будет делать, пообещав помочь продержаться до тех пор, пока он или вы снова не станет на ноги.
2. Расстаньтесь с глубочайшим сожалением.
И расставайтесь, давая понять сотруднику, что факт его увольнения вызывает у вас подлинную душевную боль. Не бойтесь переиграть - в подобных ситуациях люди не склонным к четкому анализу происходящего. Мало того, чем ярче будут ваши эмоции, тем больше человек поверит в них, и тем более они будут для него значимы.
3. Не поскупитесь.
И уж точно не поскупитесь на деньги. Заплатите увольняемому сотруднику не только положенную в таких случаях компенсацию, а ровно столько денег, чтобы он мог продержаться без работы 4-6 месяце. Как бы бедственно не было при этом ваше собственное положение, любая подобная сумма будет незначительна для вас. Но зато благодаря ней вы избавите увольняемого сотрудника от мыслей о самоубийстве.
4. Предложите «бесплатную морковку».
А без «бесплатной моркови» не обойтись. Она может быть любой – уже озвученным обещанием взять его обратно при малейшей возможности, возможностью поставить штамм об увольнении в его трудовую книжку удобным для сотрудника числом, чтобы не прерывать его стаж, рекомендательным письмом, в котором вы отзоветесь о нем как о главном человеке в вашей прогоревшей фирме. Это может быть даже данная ему возможность забрать домой компьютер, за которым он работал последние 2 года. Сделайте человеку подарок, и увольнение превратится для него в праздник, ведь он сможет сказать: «Меня уволили, но при этом....!»
5. Звоните ему хотя бы раз в 2-ве недели.
Если вы действительно хотите когда-нибудь пригласить уволенного сотрудника назад, то обязательно найдите время звонить ему раз в 2 недели. Чаще не следует, т.к. в этом случае ваши звонки потеряют для него ощущение праздничности, реже – тоже, ведь в этом случае он начнет забывать о вас. Звоните и спрашивайте, как у него дела, а так же рассказывайте о том, что вы делаете для восстановления фирмы. Не бойтесь, когда придет время работать вместе эти звонки ни в коей мере не послужат поводом вашему сотруднику думать, что теперь он – ваш лучший друг. Но зато он будет знать, что вы думаете о нем, а это куда как важнее.
6. Если есть возможность, придите на помощь.
В случае, если по каким-либо причинам в течение нескольких следующих месяцев ваш бывший сотрудник не сможет найти новую работу, то обязательно подержите его. Не обязательно начать выплачивать ему привычную зарплату, т.к. даже 100 долларов могут стать истинным спасением для человека, оказавшегося без средств к существованию. Помните, что для него они будут куда значимей, чем для вас сто тысяч или миллион.
7. Зовите обратно так, словно сбылась главная ваша мечта.
Ну а когда придет время звать менеджера или клерка обратно, сообщайте ему об этом так, словно вы действительно испытываете радость от представившейся вам возможности снова поработать с ним вместе. Веселитесь, смейтесь, поздравляйте себя, говорите о том, как это здорово, и ваше настроение непременно передастся человеку, с которым вы будете говорить, а значит - он придет к вам, даже если уже успешно и давно работает в какой-нибудь другой фирме, получая там несколько больше, чем вы можете предложить ему в данный момент.
Конечно, в случае, когда проблемы одолевают вас со всех сторон, и кажется, что ваша собственная жизнь пошла крахом, соблюдать подобные правила довольно сложно. Но поверьте - стоит вам последовать нашим советам, и как только настанет подходящий момент, вы одним телефонным звонком соберете вокруг себя коллектив верных и преданных вам сотрудников. Людей, которые помня, что вы сделали для них, ответят вам не просто самоотверженным трудом, а жертвенностью и искренним желанием сделать все, чтобы вы снова оказались на самом верху.
Не верите? А вы попробуйте, и обещаем, что результаты не смогут не потрясти вас.
© Автор: Евгений Ефремов специально для BizAtaka.ru |