Навыки эффективных коммуникаций – важная составляющая работы руководителя

E-mail
(5 голосов)
менеджмент - персона - персонал

Многие руководители часто сталкиваются с проблемой, когда персонал не справляется с поставленными задачами.
Специалисты и тренеры по бизнес - коммуникациям отмечают, что часто причина этого заключается в неумении менеджера – руководителя чётко и правильно формулировать свои распоряжения.

Определён ряд типичных ошибок, совершаемых руководителями в повседневной работе и сказывающихся на конечных результатах деятельности компании.

Итак, Первое. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАТОРА.

Оценить эффективность можно, если рассмотреть – достигает ли персонал поставленных целей. Если нет, и это сопровождается ссорами и принуждениями, у руководителя налицо коммуникативная проблема.

Второе. ЧТО МЕШАЕТ.

Существует миф, что руководитель должен быть строгим и всезнающим. Попытки во что бы то ни стало соответствовать такому имиджу, неизбежно приводят к гибели компании. Если руководитель насаждает авторитаризм в отношениях с персоналом, бизнес долго не проживёт.
У сотрудников должна быть персональная ответственность в вопросах процедуры и трудовой дисциплины. А дело руководителя - осуществлять контроль по этим вопросам.

Третье. КАК ДОСТИЧЬ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Чтобы достичь высокого уровня коммуникаций, необходимо следить за тем, чтобы распоряжения были чёткими и однозначными. Если есть возможность истолковывать их по-разному, специалист обязательно посмотрит на поставленную задачу сквозь призму своего опыта и представлений. В этом часто заложен корень непонимания, и бесполезно ругать подчинённого, который просто не понял поставленную задачу.

Четвёртое. С ЧЕГО НАЧАТЬ.

Необходимо стараться говорить как можно продуктивнее. Взять под контроль свои эмоции и реакции. Очень полезно практиковаться на группе людей, мотивируя их на какие-либо действия и продумав предварительно желаемый результат. По итогам нужно сравнить полученный результат с поставленными задачами.

Пятое. ЭМОЦИИ.

Свои эмоции следует не загонять внутрь и переживать, а научиться трансформировать их в самые выгодные относительно конкретной ситуации. И обязательно демонстрировать их.

Шестое. КАК ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЭМОЦИИ.

Самое главное правило – научиться не реагировать моментально на происходящее.
Принято считать, что наши эмоции и реакции – это то, что произошло. На самом деле, мы сами их создаём, позволяем себе именно так реагировать. В этом случае естественность означает отсутствие выбора. Для эффективных коммуникаций важно научиться реагировать соответственно каждой ситуации самым выгодным для себя образом и держать всё под контролем.

Существует шесть типичных состояний:
- позитивно – активное (радостное);
- позитивно – пассивное (спокойно-расслабленное);
- негативно – активное (раздражение и злость);
- негативно – пассивное (депрессия);
- заинтересованность в чём-либо (желание что-то узнать или чему-либо научиться);
- принятие решения (обдумывание альтернативных вариантов).

Хороший коммуникатор умеет быстро перестраиваться из одного состояния в любое другое, максимально выгодное для него.

Такие навыки можно наработать специальными упражнениями, состоящими из нескольких шагов.

1. Определить сигнал, который поможет понять, в какое из шести состояний мы непроизвольно переходим. Например, злость вызывает состояние негативно- активное и ощущение внутренней зажатости. Если осознать симптом, можно подкорректировать эмоцию.

2. Глубоко вдохнуть.

3. Ответить себе на вопрос, какое состояние будет предпочтительным? (Предположим, позитивно-пассивное.)

4. Припомнить ситуацию, при которой такие эмоции испытывались, и постараться наполнить себя таким состоянием, вспоминая, свои ощущения и зрительные или звуковые образы.

5. Придумать название для желаемого состояния. Например, «лес» может обозначать покой, уравновешенность.

6. Вернуться в реальность, удерживая в себе достигнутое состояние умиротворённости.

Для получения стойкого эффекта эту процедуру нужно повторять постоянно в течение трёх месяцев. Затрата ежедневно десяти минут с лихвой окупится и со временем всё будет происходить само собой. Для определения желаемого состояния и переход в него будет уходить всего несколько секунд.

Седьмое. КАК ПОЛУЧИТЬ НЕОБХОДИМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ НЕЗАВИСИМО ОТ НАСТРОЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ.

Опытный коммуникатор первым делом оценивает эмоциональное состояние собеседника (по интонации, жестам, мимике). Корректирует его, при необходимости, до оптимального уровня – позитива, активности, заинтересованности. Только после этого можно действовать. Влиять на эмоции других людей достаточно сложно, первым делом нужно понять, как человек мыслит. Каждый человек имеет свои жизненные ценности, для кого-то это, к примеру, уважение или чувство ответственности.

Если при общении «наступить» на эти приоритеты, успешно такая коммуникация не сложится. Если же действовать соответственно приоритетам собеседника, можно скорректировать его негативный эмоциональный настрой в позитивный и добиться нужного результата.

Восьмое. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОБЕСЕДНИКА.

При общении, если анализировать речь человека, можно заметить частые повторения выражений и слов. Это и есть его приоритеты. Иногда руководители жалуются на неразвитость тех или иных качеств у подчинённых. Нужно прислушаться, о чём именно он говорит.

Еще можно определить приоритеты человека, отмечая, какие слова он акцентирует – жестами, ритмом, громкостью и т.п. При тренировках такие умения нарабатываются, и приоритеты становятся понятны.

Девятое. УСПЕШНЫЙ КОММУНИКАТОР = МАНИПУЛЯТОР.

И в этом нет ничего плохого. Такой человек стремится любое общение свести к выигрышу обеих сторон. И если это не удаётся сделать естественно, приходится корректировать эмоции, чтобы достичь взаимопонимания.

Десятое. СОБСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ.

В них тоже необходимо разобраться, определив несколько важнейших и для каждого определить по три действия, которые характерны и ожидаемы от окружающих. К тому же, некоторые проявления, относящиеся к разным приоритетам, иногда противоречат друг другу.

Одиннадцатое. ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА В КОММУНИКАЦИЯХ С ПОДЧИНЁННЫМИ, ПАРТНЁРАМИ, ПРИЯТЕЛЯМИ?

Правила должны быть незыблемы, а цели могут быть разнообразными. При общении с подчинёнными целью может быть контроль или постановка задачи, с партнёрами – обсуждение общей проблемы. При общении с разными людьми используются разные навыки коммуникаций.

Двенадцатое. ВОЗМОЖНО ЛИ НЕПРИЯТИЕ ПОДЧИНЁННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯ СПОСОБА КОММУНИКАЦИИ.

Такая реакция вполне возможна, поэтому есть смысл при необходимости кардинальных перемен, «растянуть» их во времени до полугода. Разработанная специальная программа с конкретными задачами на каждую неделю позволит персоналу легко адаптироваться к переменам и провести реорганизацию безболезненно.

Тринадцатое. ПОДЧИНЁННЫХ НУЖНО ОБУЧАТЬ.

Самый доходчивый метод – личным примером. Обучение новым коммуникациям должно быть постепенным и сопровождаться поощрениями. Чем больше успехи персонала будут отмечены, тем сильнее будут стремления специалистов к улучшению в себе.

Четырнадцатое. САМЫЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ОШИБКИ.

При обучении руководители все методики стараются внедрить как можно быстрее и, встречая сопротивление персонала, делают поспешные выводы, и возвращаются на исходную позицию.
В таком случае всегда выгодно сделать паузу и переосмыслить перемены и свои действия.

 

© biZataka.ru. Автор hrizantema
При использовании материала гиперссылка на источник Бизнес - обязательна !

 

Подписка на новости

Обновления на biZataka.ru