Особенности управления персоналом в Японии

E-mail
(19 голосов)
менеджмент - персона - персонал

“Предприятие – это кадры” Девиз “Nissan”

Японская школа менеджмента в рекламе не нуждается. Японские компании доказывают свою эффективность по всему миру. И, по мнению многих экспертов, секрет этой эффективности в оригинальной, особой, чисто японской системе управления персоналом.

Основа основы, главенствующий принцип японского подхода – это патернализм: «Фирма – твоя семья, руководитель твой отец или старший брат. Подчиненные и все др. младшие – твои дети и младшие братья». Из этого постулата рождается вся дальнейшая система.

ПОЖИЗНЕННЫЙ НАЙМ

Это выглядит так – сотрудник входящий в систему никогда не будет уволен. Пока существует фирма его не сократят, какие бы кризисы не бушевали в экономике. Если он предан фирме – фирма предана ему.

Не все сотрудники фирмы входят в систему пожизненного найма. Возможность входа в систему может являться дополнительным компонентом мотивации труда.

СТАРШИЙ-МЛАДШИЙ

В Японии существует правило – руководитель всегда старше подчиненного, и всегда имеет больший стаж работы в данной компании.

ГРУППАВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Зарплата в Японии зависит от результатов работы группы. Если результаты работы бригады или отдела оцениваются как высокие то и фонд зарплаты всей группы вырастает. При этом, зарплаты внутри группы не различаются более чем на 10%.

Практически любая группа на предприятии является частью еще большей группы. Поэтому сотрудник получает основную зарплату как член своей маленькой группы (бригады) и множество надбавок и премий, по результатам работы надстоящих структур (участка, цеха, завода, всей компании).

Эта практика приводит к интересным последствиям. Западные менеджеры жалуются что у «этих японцев никогда не понятно кто за что отвечает», но зато невозможно услышать – «это не мое дело» или «это не входит в мои обязанности».

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ

Стоит ли говорить о повышенном внимании «фирмы-семьи» к нуждам сотрудника? Это и «фирменный» детский сад, и льготный кредит на жилье, и «фирменная» прибавка к пенсии для состарившихся сотрудников. Всё это в той или иной степени можно встретить и у нас в России.

МОРАЛЬНО-ЭТИЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Вот что встретишь в России и на Западе гораздо реже, так это подробную фирменную философию, которая конечно же имеет мощное воздействие на психику сотрудника. Доводится эта философия до сотрудника, через гимн, флаг, девиз и всю фирменную культуру.

В философии компании часто увязываются такие понятия как – прогресс всей цивилизации, патриотизм, развитие производства, личный успех и как ключ ко всему этому – личная преданность своей компании.

Таким образом, человек, не просто зарабатывает не жизнь, но он делает важное дело, на благо всего человечества!

 

© biZataka.ru Автор Vlad007
При использовании материала гиперссылка на источник персонал - обязательна !

 

Подписка на новости

Обновления на biZataka.ru