По статистическим данным около 70 % проведённых проектов являются неуспешными. Чем это может быть вызвано? Факторов, которые влияют на проект, его результаты, достаточно много. Зависят они от технической и культурной стороны проекта, от заказчика или руководителя, и от команды проекта.
Согласно методологии проектного менеджмента, можно выделить следующие критерии успешности проекта:
1. Завершение проекта в установленные сроки.
2. Соответствие качества продукта проекта установленному качеству в проектной документации.
3. Затраты финансовых ресурсов на проект не превысили установленных планом проекта затрат.
4. Удовлетворённость результатами проекта всеми вовлечёнными в него сторонами.
Удовлетворённость проектом самый сложный критерий успешности, так как его невозможно точно подсчитать и выразить в цифрах. Кроме того, достичь удовлетворённости всех сторон проекта практически невозможно. Поэтому, в практике, для определения успешности проекта, используют удовлетворение только главных сторон – заказчика и основных исполнителей. Как правило, из всех критериев успешности проекта именно удовлетворённость сторон не достигается. Определим этому основные причины.
Во-первых, проектная команда не готова к работе, не обладает необходимыми знаниями, ресурсами, качествами.
Во-вторых, заказчик не уверен в необходимости применения проектного подхода, не понимает его смысл, не может чётко выразить свои цели, технические характеристики проекта, составить техническое задание, адекватно принимать участие в проекте.
В-третьих, заказчик ставит технически невыполнимые, некорректные задания.
В-четвёртых, заказчик вносит изменения в техническое задание проекта во время его выполнения.
В-пятых, существуют причины неуспешного выполнения проекта, не зависимые от его участников: экономический кризис, изменения в законодательстве, нестыковка стандартов и т.д.
Методология проектного менеджмента выделяет, что основой успешности проекта являются не его технические стороны, а культура предприятия, на котором проводится проект, его коммуникационные и информационные характеристики.
• Компания должна быть готова к любым изменениям.
• В компании должна соблюдаться культура конфликтов. Как при успешном, так и при неуспешном проекте, сотрудники должны правильно высказывать свою критику.
• Каждый участник проекта должен быть заинтересован и нести ответственность за определённые действия, решения, процессы. Чем больше ответственность на работнике, тем с большим рвением и качеством он работает.
• В компании должна существовать культура доверия. Благоприятный климат в коллективе, доверие, честность, открытость приводит к плодотворному сотрудничеству.
• Проект успешный в том случае, если в команде проекта нет иерархии, или она минимальная. Иерархия не даёт возможности творческого, креативного подхода к проектной деятельности, тормозит эффективность внедрения проекта.
• На предприятии должна быть развита коммуникационная и информационная культура. Проект в том случае будет успешным, если между его сторонами налажена коммуникационная связь, оперативно и в полном объёме происходит обмен информацией. При хорошей коммуникативности и информативности возникает эффективное сотрудничество между главными сторонами проекта.
Таким образом, проект – сложный, многогранный процесс, который имеет свои критерии успеха и трудности его достижения.
© biZataka.ru Автор Елена Гис При использовании материала гиперссылка на источник Бизнес - обязательна !
|