НЛП - магия названия. Как вы яхту назовете...

E-mail
(4 голосов)
менеджмент - реклама

Магия названия. Как вы яхту назовете...Основатели НЛП (нейролингвистического программирования) не считают свои методы наукой и отказываются обнародовать любые данные, которые доказывали бы их эффективность.

Широкий спектр применения и неопределенность самого понятия «НЛП» позволяет объединить «под одной крышей» людей самых разнообразных профессий: врачей, маркетологов, управленцев, политтехнологов, лингвистов, пиарщиков и мастеров гипноза, а также обыкновенных мошенников. Фирмы, заказавшие НЛП-тренинги, чаще всего запрещают своим клиентам рассказывать, чему и как их учили во время занятий, а это больше напоминает сектантство, чем науку. Нейролингвистические технологии опираются на достижения нейрологии, лингвистики и психотерапии, и корнем уходят в античность (искусство риторики).

«Как яхту назовете...
...так она и поплывет», - так пел герой известного мультфильма, не подозревая, что вскоре корабль будет называться «НЛП». Именно феномен названия лежит в основе большинства нейролингвистических технологий. Давая названия вещам, человек не только присваивает «имя», но и придает им желаемых (или нежелательных) свойств. Психолингвистика – филологическая дисциплина, возникшая значительно раньше, чем НЛП, – иллюстрирует этот феномен несколькими яркими примерами из повседневной жизни. Родители, пытаясь предостеречь детей от беды, чаще всего говорят так: «Не лезь на стол – разобьешь чашку!» – несколько раз в день повторяют ребенку. Финал логический и предполагаемый: разбитая чашка и слезы. Парадокс в том, что ребенок был послушным: он сделал все, о чем его просили родители. Наш мозг слабо фиксирует слово «нет», а поэтому не попасть под машину сложно даже взрослому человеку, если ему ежедневно об этом будут напоминать.

Однако есть и более сложные «фокусы». В них эффективно используется не только принцип названия, но и умалчивания, уже не говоря о богатейшем потенциале визуальных и акустических приемов, - применение различных шрифтов и порядка слов в текстовых сообщениях, а также интонации, тембра голоса, частоты повторений... А применяются перечисленные трюки в рекламе и политтехнологиях.

К «магическим» словам рекламы принадлежат: «совершенный», «прекрасный», «фантастический», «комфортабельный», «успех», «био-», «энергия», «здоровье», а также формулировки-директивы, заимствованные из гипноза: «я чувствую запах», «хочется отдохнуть»...

Известно, что покупатели (особенно женщины) склонны к спонтанным покупкам. Исследователи связывают такое поведение с состоянием, близким к гипнотическому трансу. Человек, находящийся в нормальном состоянии, моргает глазами приблизительно 32 раза в минуту. В возбужденном – 50–60, а в расслабленном состоянии – до 20 раз. С помощью скрытых камер было зафиксировано, что количество движений веками у женщин во время выбора товаров уменьшается до 14 в минуту, а это почти транс. Как считают, это вызвано большим разнообразием товара, ведь когда «глаза разбегаются», человек теряется. И если покупатель находится в таком состоянии, то ни о каком логическом выборе товара не может быть и речи – он покупает то, что предлагают с помощью хитрых психологических приемов. Недавно нейрологи доказали, что каждый час просмотра телевидения вызывает у ребенка желание стать владельцем рекламируемых товаров. Формирование желания продолжается около 20 дней. Сканируя мозг магнитным резонатором, можно зафиксировать момент принятия твердого решения относительно покупки понравившегося товара, и даже определить, какой выбор осуществил исследуемый.

Манипулировать другими людьми может научиться каждый, однако всегда стоит поставить вопрос относительно «экологичности» этого процесса, в первую очередь... относительно самого себя. В конечном итоге, мы ежеминутно «манипулируем» друг другом. Среди чудес, предложенных специалистами НЛП, – техника гипноза, искусство обольщать, успешная карьера и власть. Популярность этих услуг часто зависит от нехватки элементарных коммуникативных навыков и этики общения. Но даже самые талантливые ученики НЛП сами поддаются манипуляциям. Ведь как мошенникам, так и их жертвам, присуще умение входить в доверие и невротичное стремление понравиться всем, а общие мотивации делают нас «пассажирами одной лодки».

Практически нет людей, которые бы не повелись на новые рекламные трюки. Однако увидеть настоящий смысл за «магическими» словосочетаниями можно, учась заново читать. Читать, обращая внимание на мелкие надписи, пунктуацию и типографские ошибки.
 

Подписка на новости

Обновления на biZataka.ru