Эффективны ли наказания подчиненных или еще раз о методе кнута и пряника

E-mail
(2 голосов)
менеджмент - персона - персонал

Эффективны ли наказания подчиненных или еще раз о методе кнута и пряника.Вы – руководитель небольшого (или же, наоборот, крупного) коллектива. Присмотритесь к своим подчиненным повнимательнее – кто они? Возможно, ваш зам учился в университете на инженера-электронщика, а секретарь имеет степень кандидата химических наук – и между тем все они работают в вашей команде. Это обычное дело – наши знания могут пригодиться порой в самом неожиданном ключе. Яркая тому иллюстрация - присуждение Нобелевской премии по экономике… психологу. Произошло это в 2002 году, счастливчика звали Дэниел Канеман, и столь престижную награду он получил за исследования в области теории принятия решений. Эта теория имеет важное значение для экономистов, поскольку позволяет понять причины порой иррационального поведения людей. Но эта теория может пригодиться также и каждому руководителю, поскольку наглядно демонстрирует мотивы поведения подчиненных и позволяет выстроит работу вверенного вам в подчинение коллектива оптимальным образом.

Что же это за теория?

Все началось в 60-х годах 20 века, когда молодой тогда еще Канеман вел в университете психологические тренинги для летных инструкторов. Основная мысль его тренинга была в том, что наказание за ошибки бесполезно при обучении пилотов, а похвала результативна. Но летные инструкторы не понаслышке знали о другом – если отругать пилота за плохо выполненный маневр, в следующий раз он выполнит задание лучше. Если похвалить – хуже. Канеман всерьез заинтересовался этим парадоксом и выяснил: все дело в регрессии к среднему. Все мы обладаем каким-то набором способностей и делаем свою работу на среднем (для нас) уровне. Пилоты – не исключение. В среднем они выполняют полеты на каком-то более-менее приемлемом уровне. Но однажды может случиться так, что пилот при посадке выскочит за взлетно-посадочную полосу, снеся по дороге пару вышек освещения и пропахав поле (именно так и случилось год назад при посадке самолета в одном из городов России). Пилота уволили. С другой стороны, когда вы летели в отпуск, вам ведь так повезло с пилотом, что у пассажиров даже уши при посадке не заложило. Есть за что его похвалить? Конечно! Но в следующий раз, возвращаясь с курорта тем же рейсом с тем же пилотом, вы, вероятно, будете всю дорогу страдать от шума в ушах и придете к выводу, что хвалить его было не за что. Вспомните себя в детстве. В школе у вас иногда случались особенно плохие дни, или, наоборот, вам удавалось все, за что бы вы ни взялись. Следующая за таким нетипичным днем неделя оказывалась вполне обычной, и если вас в ваш особенно удачный день хвалили, то могло возникнуть ощущение, что хвалили даром и вы «расслабились». Если же вас отругали – то возникало впечатление, что вы «взялись за ум». На самом деле вы ничего не меняли в своем поведении – но получили либо «взбучку», либо похвалу, и, возможно, поощрение.

Теперь понятно, что не нужно тратить все нервы на подчиненных, распекая их на чем свет стоит в надежде добиться лучших результатов. Можно просто немного подождать – и ситуация, скорее всего, нормализуется. А вот теперь можно и похвалить коллектив – известно же, что это прекрасная мотивация к работе.

Но неужели Канеман получил Нобелевскую премию только за объяснение того факта, что ругать подчиненных бессмысленно? Конечно, нет! Просто Канеман наглядно показал, что иногда поведение людей бывает иррациональным (кричать на подчиненных нет смысла, но никто не отказывается от этой возможности), и это фундаментальное явление затрагивает не только психологию поведения людей в коллективах, но и макроэкономику! Иррациональное поведение людей (в условиях недостатка информации) при приеме решений о вложении средств, сделок о слиянии и даже фиктивных браков может оказать влияние на судьбу корпораций и государств.

Но как теория Канемана может оказаться полезной нам?

Канеман утверждал, что при принятии решений люди, ведя себя иррационально, часто ошибаются. Вы, как руководитель, не исключение. Допустим, вы владелец рекламной конторы и вам нужно разместить заказ на печать растяжек в какой-то полиграфической фирме. Как вы будете выбирать фирму? Возможно, ее владелец – ваш приятель. Или, у вас срочная встреча и вы поручаете подобрать исполнителя вашу секретаршу, а та ограничивается просмотром пары рекламных объявлений в газете. Но вы вряд ли будете искать информацию о качестве оборудования всех полиграфических фирм города, отзывов о них, и искать любую другую дополнительную информацию – у вас просто нет на это времени. Так вы оказываетесь в состоянии недостатка информации – и вынуждены действовать именно в этих условиях, а, значит, ваш риск ошибиться весьма велик. Но дело в том, что вы руководитель, а человек, стоящий на социальной ступени выше подчиненных, воспринимается ими как более умный и более опытный. Приняв ошибочное решение (растяжки напечатали не в срок или с таким качеством, что после первого дождя буквы на них попросту «поплыли»), вы не можете при подчиненных ругать себя – это скажется на вашем авторитете. Но можете отругать секретаршу, а заодно всех менеджеров, уборщицу и водителя такси, отвезшего вас домой, впридачу. Вы поступите как все, абсолютно все руководители.

Хотите выделиться из общей массы руководителей? Перестаньте ругать подчиненных! Это же все равно бесполезно, раз лауреат Нобелевской премии по экономике и психолог Дэниэль Канеман доказал это. Вспомните о регрессии к среднему – в следующий раз ваш заказ сделают в срок (или даже раньше), а потенциальные клиенты, прочитав четко напечатанную растяжку, стоя в пробке, начнут осаждать ваш офис с предложениями заказов. Вот тут-то нужно вспомнить о похвале – и, хваля подчиненных, начните в первую очередь с себя!

© BizAtaka.ru

 

Подписка на новости

Обновления на biZataka.ru