Тотальный контроль – или правильная политика? Снова о ритейле

E-mail
(3 голосов)
бизнес направления - торговля

Снова о ритейле.Не секрет, что Россия давно и, по сути, официально стала страной богатых и бедных – причем границы эти на среднем уровне практически размыты. Если вы недавно могли себе позволить обедать и ужинать в ресторанах, то завтра вполне вероятно будете искать лапшу подешевле и подмятые помидоры. Причины могут быть разные – потеря хорошей работы, проблемы с кредитом, и тому подобные обстоятельства.

На фоне подобной ситуации магазины, которые предоставляют возможность наполнить свою продуктовую корзину в полтора-два раза выгоднее обычной расчетной величины, будут пользоваться неизменным спросом – и главное, на что в первую очередь будут обращать внимание покупатели, это показатель цены.

Таким образом, существует выгода и требуемая маржа для магазина – и маржинальность покупательская, высчитанная от привычного уровня цен в обычных магазинах. При этом в погоне за дешевизной часто забывается знаменитая фраза, которой заканчивается сказка о попе и работнике Балде – или если ее выразить иначе, дешевое не может быть идеальным. Именно в магазинах, предлагающих нам отовариться по низким ценам, высок процент просроченных продуктов.

Почему так происходит? Причин для этого много, и далеко не на первом месте та, что мерчендайзеры и другие сотрудники торгового зала не успевают убрать товар с истекшим сроком. Более того, ни для кого не секрет, что даты можно перебить, что и другими путями покупателя сознательно вводят в заблуждение – и это не есть хорошо. В связи с изложенным, история с провластными активистами «Хрюшами», которые затеяли борьбу против торгового комплекса «Народный», где они во время акции обнаружили испорченные продукты, вызывает сочувствие и одобрение. Надо сказать, что в качестве союзника они не постеснялись привлечь президента Путина (а как же без него?). Отсюда вывод – жечь обманщиков-торгашей каленым железом и подвергать тотальному контролю. Но правильно ли это?

В первую очередь, вызывает сомнение сама мишень. ТК «Народный» — далеко не самый крупный сетевой магазин, в котором можно по низким ценам найти низкое качество. Оборот его составляет 700 млн.руб. ежемесячно, в то время как в «Пятерочке» только один магазин из сети набирает в месяц более 10 млн. – а по данным на март 2012 года их насчитывается 2643 собственных и 407 франчайзинговых. Ну а можно ли в них ошибиться с некачественной покупкой, давно и неоднократно обсуждалось в прессе – можно, и довольно часто. В связи с этим журналисты и эксперты высказали мнение, что скандал с магазином «Народный» элементарно был спровоцирован крупными ритейлерами с целью устранить конкурента.

Между тем один из крестных отцов «Пятерочки», и в целом X5 Retail Group, бизнесмен Дмитрий Потапенко утверждает, что в корне неверно таким образом решать проблему борьбы за качество. В случае в ритейлом, и с торговлей вообще, тотальный контроль со стороны государства (а в итоге общественная акция «Хрюшей» превратилась в обращение с жалобой к властям) абсурден по сути. Торговля – это изначально та область, которая предполагает борьбу за покупательский спрос, и только покупатель может решить, где и как ему потратить деньги. Если бы, подчеркивает Потапенко, в стране существовала здоровая конкуренция, как сетевых магазинов, так и самого мелкого частного предпринимательства (которое душится у нас уже на взлете силовыми структурами, бюрократией, налогами и поборами) – не возникала бы необходимость кого-то давить, а кого-то поддерживать. Если мы считаем свою экономику рыночной – дайте возможность развиваться рынку, неподвластному законам государственного регулирования. Если покупатели смогут хотя бы, как в забытое доперестроечное время, покупать творожок без посредников у бабушек на рынке по ценам, вполне приемлемым для самого скудного кошелька, в которые не включены невразумительные суммы аренды и прочей мзды, —они не станут платить за просроченный йогурт в сетевом магазине те же самые деньги. И уж коль скоро власть любит кивать на Запад , не пришло ли время присмотреться к опыту других стран ушедшего в небытие соцлагеря, например, бывшей братской Болгарии, где стать торговцем любой категории – вовсе не означает записаться врагом общества, супостатом, которого надо контролировать и с которым надо бороться.

© Автор: Наталья Зайцева специально для BizAtaka.ru

 

Подписка на новости

Обновления на biZataka.ru