Без знания психологии нет действенной рекламы. На какой крючок нас ловят рекламщики, как заставляют им верить и изменить свою точку зрения? Вот 8 самых известных примеров.
В рекламе очень важно бывает нащупать «болевую точку», ключевой момент, который заставит многих или хотя бы определенный потребительский сегмент вдруг заинтересоваться не на шутку определенным продуктом, начать его покупать как предмет первой необходимости.
Зубная паста
Надоели смотреть в рекламных роликах на чьи-то зубы, напоминающие своей белизной раковины и унитазы, а не человеческую кость? Конечно, в подобной рекламе можно ограничиться демонстрацией стоматологического кресла, которого все боятся, и рекомендацией ведущих дантистов мира. Однако именно мечта о нереально белых зубах и голливудских улыбках и сам их сияющий образ, придуманный для рекламы пасты «Пепсодент», сподвигли человечество чистить зубы не менее 2-х раз в день и тем увеличили количество продаж.
Фруктовый сок
Оказывается, чтобы выросли продажи апельсинов, была придумана идея отжимать из них сок – и ежедневный стакан прекрасного, полного витаминов напитка стал правилом хорошего тона и здорового образа жизни. Цитрусы просто созданы для сочных процедур, так же, как и ананасы.
Halitosis
Это слово означает «дурной запах изо рта». Можете себе представить, что когда-то наши предки не обращали на него ровным счетом никакого внимания, уж во всяком случае не до такой степени, чтобы любой натуральный человеческий запах считать невкусным. Вся эта ерунда с освежающим мятным дыханием была придумана рекламщиками для продажи ополаскивателей полости рта Listerine. Потом уже подтянулись мятные пастилки, жевательные конфеты и резинка.
Открытки
Открытки принято покупать и дарить на праздники, знаменательные даты или в память о посещении достопримечательностей и городов. Но вот дарить эти карточки по поводу и без, чтобы дополнить сувенир, сделать приятное, рассмешить, умилить – это было придумано рекламщиком фирмы Hallmark. Помните, когда в супермаркете ваша рука сама собой тянется к стойке открыток, потому что там умильная киска или песик, девочка+мальчик или медвежонок Тедди, с надписью, подходящей по какому-либо житейскому случаю, даже пустячному – вы поддаетесь на рекламный крючок.
Полуфабрикаты и смеси
Вас не удивляет, что на упаковках растворимых смесей вроде Maggi пишут рецепты, «как приготовить соус для куриных грудок»? Логично предположить, что если вы готовите серьезное блюдо, то сделать подливку самостоятельно труда не составит. Но именно реклама внушает нам таким образом, что купить готовую смесь – не позор, и это не умаляет достоинств хорошей хозяйки. То же относится к добавкам, растворимому желе, полуфабрикатам для выпечки, и т.д. Поэтому вы не стыдясь машинально покупаете пакетик на всякий случай, для экономии мифического времени, по принципу «пусть будет».
Краска для волос
Наши бабушки справедливо считали, что серьезная дама волосы не красит – это удел актрис, богемных женщин и барышень нестрогого поведения. Подобное предубеждение было сломлено компанией Clairol – в своей рекламе они изобразили мамочек и хозяюшек, которые блистали яркими волосами, в противовес известному стишку «эта дама – чужая мама, ничего не делая, сидит от пудры белая». Быть можно дельным человеком и думать о красе волос, перефразируя Пушкина сказала Clairol – и теперь волосы красят все, без ограничений и даже без чувства меры.
Курение сигарет
Инициаторам социальной рекламы, призванной отучить курильщиков от пагубной привычки, надо бы напомнить, что к сигаретам их тоже когда-то пристрастили рекламщики, а вовсе не голландские корабелы или царь Петр. Не так много бы зарабатывали табачные магнаты, если бы люди продолжали использовать в курении собственно сам высококачественный табак – в трубках или сигарах. Но курение трубки, например, – процесс долгий, а потому не такой уж частый. Зато маленькие сигареты, в которых вместо табака пропитанная бумага, можно употреблять даже на ходу, на улице и между делом. Говорят, это табачному американскому барону Джеймсу Дьюку пришло в голову убедить курильщиков, что в наш динамичный век надо тратить на курение минуты, доставая сигареты из кармана как можно чаще.
Санта-Клаус и Coca-Cola
Санта-Клаус, который заявляется в каждый дом с бутылкой кока-колы под всем известную песенку «Праздник к нам приходит», оказывается, и создан самой компанией Coca-Cola. На самом деле, это мичуринский гибрид из Святого Николаса, доброго гнома и Отца Рождества – благообразный, веселый, в компании оленя Рудольфа и целой упряжки, а также прислужников-эльфов. Как бы мы ни любили своего Деда Мороза, мультяшный Санта Клаус прочно завоевал российский потребительский рынок, а кока-кола на новогоднем столе стоит почти у всех.
Обзор подготовила Наталья Зайцева специально для BizAtaka.ru, фото nnm.ru. |