В рамках профессионального исследования кадровое агентство HeadHunter провело опрос среди своих пользователей, пробовал ли кто-либо совмещать труд наемного работника и собственный бизнес в качестве хозяина. Результаты были опубликованы, и оказались довольно любопытны.
Почти 70 % опрошенных задумывались над тем, чтобы начать собственное дело, около четверти аудитории пробовали это сделать, но лишь 9 % и сейчас имеют свой бизнес. Тех же, кто и не задумывался ни разу рискнуть работать на самого себя, всего 2 % ! О чем это говорит? Большинство наемных служащих хотят работать самостоятельно, но решиться на такой шаг трудно (а вдруг в ущерб основной работе!), и многие из тех, кто решился, потерпели фиаско. Выигравших мало – но может быть, это именно те люди, на которых стоит равняться?
Интересно, что женщины чаще задумываются о вольных хлебах, но в основном это эмоции и мечты, решиться им гораздо труднее – попытки делали 29 % мужчин и всего 16 % женщин.
Однако успешных бизнесменов поровну среди обоих полов – около 10 %. Мужчины более авантюрны по складу ума, а женщины при всех эмоциях, возможно, гораздо более реалистичны, потому что начинают свое дело только при достаточной степени уверенности в перспективах.
Среди категорий служащих, как и следовало ожидать, наиболее активны топ-менеджеры. Кроме высокой финансовой обеспеченности, они, как правило, располагают обширными связями и кругозором, большим опытом руководящей работы. Поэтому 44 % из них хотя бы задумывались над созданием собственного бизнеса, 28 % пытались его организовать, но пока не достигли успеха, а вот 27 % работают успешно и результативно. Это может быть не только предпринимательская деятельность, но и инвестиционные вложения в какие-либо проекты.
Чаще же всего о собственном бизнесе задумываются специалисты и линейные менеджеры (73 и 78 %). Руководителям следует взять на заметку, что если человек достаточно высоко поднялся в профессиональной сфере, а тем более если он способен руководить группой таких же специалистов основного производства, то его карьерные амбиции, как правило, не удовлетворены. Он достоин большего – и задумывается о реализации своих навыков для себя самого.
Любопытно также, что останавливает людей при попытке создать собственный бизнес. Почти поровну – более 40 % – это отсутствие стартового капитала и сознание опасности занятие бизнесом само по себе! Очень красноречивое свидетельство того, что поддержка малого и среднего бизнеса в стране абсолютно неэффективна. Ни кредитные займы, ни саппортизация со стороны государства, в плане, прежде всего, льгот и законов, не считаются существующими на самом деле, чтобы решить для потенциального бизнесмена вопрос о начале своего предпринимательства.
Немалая часть опрошенных сетует также на отсутствие идей (более трети респондентов). Что и говорить, с идеями бизнеса у нас и вправду не густо. И происходит это вовсе не потому, что фантазия у бизнесменов бедная. Для каждой идеи требуется и финансовая поддержка, и достойная реализация – но чаще всего и то, и другое невозможно на практике.
В результате у тех, кто рискнул, в большинстве случаев не хватило денег (83 %), а в 21 % случаев оказалось, что идея несостоятельна, либо ее съели бюрократические жернова.
В заключение можно сказать о том, что, конечно, бизнес бизнесу рознь. Можно открыть небольшой Интернет-магазин, и крупных инвестиций при этом не потребуется, и времени хватит на все, включая работу. Можно взять за основу оказание услуг, и здесь более всего необходимы умение строить отношения с клиентами и партнерами, что и так наработано годами профессиональной деятельности. В любом случае, кто-то создан для собственного дела, а кто-то – только для труда в рамках категории наемного работника. Умение рисковать и уверенность в себе или наличие идей – что здесь важнее? Каждый делает свой выбор сам.
© Автор: Наталья Зайцева специально для Бизнес журнал
|