Защита коммерческой тайны

E-mail
(1 голос)
бизнес старт - тёмная сторона и безопастность

Зачастую предприниматели не совсем точно представляют себе, что такое коммерческая тайна, как её следует охранять и как это влияет на экономическое состояние предприятия.

Известно, что любая информация в бизнесе считается товаром, и соответственно любые действия должны караться. Каждый собственник имеет право охранять свои интересы и защищать коммерческую тайну.

В нашей стране государство длительное время владело монополией на засекречивание и охрану информации, что объяснялось преобладанием государственной собственности на средства производства и продукты труда. Такое положение дел нередко оборачивалось утратой приоритетов в различных областях науки и производства, бесхозяйственным отношением к идеям рационализаторов, изобретателей и учёных. Продукты интеллектуальной деятельности отправлялись за рубеж, а через некоторое время за определённую сумму нам приходилось приобретать там продукцию, изготовленную с применением наших же разработок.

Утечка информации может нехорошо сказаться для предприятие. Именно поэтому в настоящее время целесообразно юридически точно определить категорию и правовой статус коммерческой тайны, поэтому необходимо разработать план о неразглашении коммерческой тайны, кроме того должна быть основана система, которая обеспечит продажу информации за рубеж без урона для государства.

Интересы отдельных предприятий должны быть безусловно подчинены интересам страны, как это принято в промышленно развитых державах, где применяются разнообразные и весьма эффективные методы экономического воздействия на частных предпринимателей, позволяющих себе в ущерб национальным интересам нарушать запреты государства. В России пока не созданы законы, которые бы отстаивали коммерческую тайну, не развита судебная практика. Может быть, как раз, поэтому здесь преуспевает кража и покупка коммерческой тайны конкурентов. Экономическая безопасность предприятий страдает, прежде всего, в том случае, когда сотрудники данного предприятия подрабатывают ещё и в других местах, применяя те же документы (методики, чертежи, программы и др.), которые были созданы на основном предприятии, но не зафиксированные документально в его собственности. А ведь данная интеллектуальная продукция (знания и технологии) зачастую и являются значимым капиталом предприятия. Любой субъект хозяйственных отношений, использующий данную информацию, обязан заключить с предприятием договор и отчислять ему часть прибыли, получаемой от использования его достижений.

Однако на сегодняшний день правовая ситуация не разрешает владельцу информации предъявлять свои претензии. Чтобы выйти с такого положения разумнее законодательно ограничить либо просто воспретить доступ к тайне предприятий. А также нужно регламентировать последовательность купли-продажи приоритетных разработок исходя из рыночной стоимости.

Действующее ныне законодательство трактует коммерческую тайну предприятия как не являющиеся государственными секретами и связанные с производством, правлением, капиталами, раскрытие которых может нанести ущерб интересам предприятия.
Способ защиты коммерческой тайны обусловливается начальником предприятия. Разглашение информаций связанных с предприятием и несоблюдения порядка охраны устанавливается законодательными актами.

Охраняя предприятие от утечки информации важно учитывать следующие критерии:

1) используя информацию открыто можно нанести урон предприятию;

2) они не считаются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях;

3) поскольку они не являются государственной тайной и не защищены никакими правами, поэтому её необходимо защищать;

4) их сокрытие не причиняет ущерба окружению.

Во-вторых, исходя из рыночных условий предприятию нерентабельно слишком сильно засекречивать информацию. Всё чаще информация считается товаром, который имеет установленную цену и спрос.

При охране государственных секретов во многих случаях бывает невозможно определить стоимость защищаемой информации. Поэтому уровень затрат общества определяется не ценностью информации, а стремлением обеспечить предельно высокий уровень защиты. Поскольку в случае потери от утечки информации возникают и финансовые потери, то расходы на предохранение коммерческой тайны от утечки должны быть ограничены суммой возможных потерь.

Специалисты всех служб предприятия, должны оценивать предполагаемые и реальные потери фирмы вследствие утечки информации: снижение объёма продаж лицензий на научные разработки, потери приоритета в освоенных областях научно-технического прогресса, рост затрат на переориентацию деятельности исследовательских подразделений; подрыв доверия потребителя к качеству продукции и, как следствие, снижение продажной цены и сокращение объёмов сбыта; возникновение (или создание конкурентами) трудностей с закупкой сырья, технологии, оборудования и другими компонентами нормальной производственной деятельности; осложнение отношений с деловыми партнерами, срыв выгодных Контрактов и договорных обязательств; рост затрат на создание новой рыночной стратегии, изменение структуры маркетинговых исследований.

Точный анализ потерь невозможно определить, так как отсутствуют достоверные данные. Поэтому во многих случаях хватает укрупнённой экспертной оценки.

Следует отметить, что компенсация потерь иной раз требует больших затрат, а это, как правило, снижает эффективность производства в целом и ставит под удар победу в конкурентной борьбе. Тем не менее расходы на засекречивание коммерческой информации должны быть адекватны вероятным потерям. Необходимо охранять ту часть информации, которая увеличивает сбыт продукции, улучшать её качество, и даёт возможность заключать выгодные сделки с партнёрам.

Когда государство размещает госзаказ и требует засекретить информацию, то за данную услугу необходимо заплатить. А в контракте указывается перечень сведений, которые нужно охранять и уточняются затраты на предохранение секретной информации от посторонних.

В каждом отдельном случае для оценки целесообразности отнесения том или иной информации предприятия к коммерческим тайнам требуется создание специальной комиссии из числа наиболее квалифицированных специалистов. Иногда целесообразно привлечение таких специалистов из других организаций на договорной основе. Каждое предложение комиссии подлежит тщательному анализу и технико-экономическому обоснованию. Для всей документации предприятия необходимо выработать оригинальную систему обозначений, ранжирующую информацию по степени секретности, а затем и чёткий порядок доступа работников к этой документации.

Помимо этого, нужно верно сформировать: учёт и охрану отдельных видов материалов и готовых изделий; контролировать копирования и размножения документов; защитить информацию в средствах связи и вычислительной техники; охранять всю территории предприятия; осуществлять наблюдение предприятия при посещении посторонних лиц.

Нанимая руководителя, в контракте важно указать, что он несёт ответственность за сохранность информации, оговорить конкретные обязанности, запретить использование информации в ущерб предприятию, определить условия расторжения контракта при невыполнении требований конфиденциальности.

В трудовом договоре, заключаемом между администрацией предприятия (предпринимателем) и работником, также целесообразно отражать индивидуальные обязательства последнего за сохранность коммерческой тайны. Данный документ будет являться юридическим обоснованием при расторжении контракта тех работников, которые виновны в утечке конфиденциальной информации.

Специальным службам по охране коммерческой тайны рекомендуется следить за публикациями сотрудников предприятия в открытой печати, при необходимости проводить предварительную экспертизу этих публикаций. Целесообразно также анализировать рекламные материалы, информацию, распространяемую на выставках, презентациях, биржах и т.д.

 

© biZataka.ru. При использовании материала гиперссылка на источник bizataka.ru - обязательна !

 

Подписка на новости

Обновления на biZataka.ru