Аттестация персонала - крайне полезный инструмент кадровой политики, позволяющий выявить наиболее достойных и оптимизировать работу компании. Главное - этот инструмент правильно применить!
Аттестация персонала, совсем недавно перенятая российскими компаниями у западных корпораций, завоевывает на просторах нашей родины все большую популярность. И неудивительно - ведь это весьма мощный инструмент кадровой политики, помогающий в долгосрочном развитии и завоевании рынка.
Вот почему крупные организации стараются проводить аттестацию раз в год. Но и малый бизнес потихоньку подтягивается к "тяжеловесам" - аттестация персонала становится обычным делом и в фирмах, где трудятся 10-50 человек.
Бытует мнение, что аттестация сродни экзаменам, а значит, неизбежно рождает стрессы и страхи. Не вредно ли регулярно подвергать сотрудников такому испытанию? Однозначный ответ и психологов, и HR-специалистов – нет!
Аттестацию следует рассматривать, прежде всего как способ оздоровления коллектива, приведения его в тонус, считают они. Ведь в процессе подготовки к аттестации у сотрудников есть время и возможность «подтянуть» уровень своих теоретических знаний.
Облегчает эту работу тот факт, что круг необходимых знаний и умений по каждой конкретной должности четко очерчен и доведен до сведения работника загодя. Порядок и время проведения аттестации становятся известны за 3-6 месяцев до часа «Х», так что времени для самообразования более чем достаточно. В подготовке к аттестации помогают и различные групповые формы обучения – тренинги, семинары, курсы (как правило, они оплачиваются за счет компании).
Как же обычно выглядит процедура аттестации? Прежде всего, непосредственный руководитель каждого отдела компании оценивает личностные и профессиональные качества сотрудников, выполняемые ими функции. Одновременно происходит качественная оценка сотрудником показателей своей работы по таким критериям как организованность, отношение к работе, инициативность, дисциплинированность, работоспособность, управляемость, управленческие способности и т.д. (для такой качественной оценки штатным психологом компании или HR-службой составляются специальные тесты).
В процессе проведения тестирования выявляется, есть ли разногласия в оценках руководителя и сотрудника – эта информация важна для получения обратной связи от сотрудников отдела, что помогает согласовать план его развития на дальнейший период. Затем проводится тестирование сотрудников по профессиональным знаниям, в ходе чего выявляется соответствие работников занимаемым им должностям.
По результатам профессиональной оценки нередко выясняется, что специалист «дозрел» до перехода на более высокую должность внутри компании, а это ускоряет карьерный рост персонала и способствует повышению мотивации в работе.
Очень важно понимать, что при аттестации происходит не сравнение сотрудников между собой, а сопоставление «сотрудник - стандарт работы». Это необходимо донести до подчиненных, чтобы в коллективе не возникло конфликтов. Например, если Х не справляется со своей работой и постоянно прибегает к помощи У, а тестирование выявляет слабый уровень его подготовки, что приводит к понижению в должности или увольнению, виноват в этом никак не У.
Однако возникший конфликт между Х и У может привести к тому, что часть сотрудников станут на сторону обиженного (Х), и в коллективе начнутся трения. Период аттестации для HR-службы компании – сложное время, когда такие нюансы следует учитывать и постараться гасить конфликты в зародыше, чтобы они не отразились негативно на работе компании.
Описанная ситуация – скорее исключение из правил. Вообще же аттестация – крайне полезный инструмент, способствующий личностному росту сотрудников. Результаты аттестации повышают авторитет сотрудников среди коллег и их самооценку.
Для HR-службы же аттестация – это основной способ создания кадрового резерва компании. По результатам тестирования становится ясно, потенциал каких сотрудников раскроется в полной мере и принесет доходы компании при переводе в другой отдел (движение по горизонтали), кто способен на дальнейший рост (движение по вертикали), нуждаются ли сотрудники в тренингах и семинарах, необходим ли пересмотр системы мотиваций (как материальных, так и нематериальных).
Иными словами, анализ результатов аттестации позволяет оптимизировать кадровый состав компании, что во многом закладывает стратегии успешного продвижения на рынке.
© biZataka.ru. Автор kisto4ka При использовании материала гиперссылка на источник Бизнес - обязательна !
|