По-латыни слово «stimulus» когда-то означало остроконечную палку. Ею кололи зверей на арене и гладиаторов, чтобы не ленились и лучше дрались. Так что, оказывается, стимул — синоним принуждения, варварство в виде пыток и физических наказаний.
Так как мы с вами чтим Уголовный кодекс, то и рассматривать эти методы не будем. Тем более, что таких стимулов в виде символического насилия достаточно у нашего начальства: замечания, выговор, строгий выговор, перевод на другую должность, увольнение.
Гораздо больше нас интересуют капиталистические стимулы, точнее, один стимул — деньги. Иначе говоря, материальное поощрение, зарплата, бонус, премия, гонорар. В любой компании, на любой работе, в любом учреждении деньги были и будут одним из самых сильных мотивирующих факторов.
Значит ли это, что человек продажен? Нет. Окончательная и бесповоротная продажность рядового человека — скорее теория, чем практика. Все зависит от конкретной личности и, разумеется, от суммы. Причем даже у самого продажного найдется свой «порог».
Деньги как стимул — вопрос деликатный и требует определенной дипломатичности и тонкого чувства меры. К материальному стимулированию, как и ко всему хорошему, люди привыкают достаточно быстро, а отвыкают весьма медленно или вообще не хотят отвыкать.
Только попробуйте урезать зарплату работнику, пусть и заслуженно, и он тут же потеряет интерес к работе, снизит норму выработки или просто наскандалит.
Однако, как ни странно, отличную трудоспособность способны провоцировать стимулы не только материальные. То есть хорошо было бы гармонично сочетать стимулы материальные и идеальные.
Что такое идеальные стимулы? Это те, что направлены на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека. Те самые, давно забытые понятия трудового энтузиазма и трудового героизма, воспитанные в годы торжества командно-административной системы и вошедшие к нам в гены.
Тогда был придуман полный комплект нематериальных стимулов: благодарности, почетные грамоты, доски почета, звания, ученые степени, дипломы, правительственные награды и многое другое.
Да, современному сотруднику незнаком пафос героического труда, он прагматичен, циничен и глух к любым попыткам вернуть старые ценности и заставить повторить подвиг шахтеров-стахановцев «за спасибо». Но это вовсе не означает, что такой трудяга абсолютно аморален и у него выработался стойкий иммунитет к моральным стимулам. Просто нужно взывать к разнообразным ценностям, например, к возможности самореализации, участию в процессе руководства организацией, участию в творческом процессе, престижу работы и другим.
И, кстати говоря, в нынешнюю прагматическую эпоху тоже полным-полно в первую очередь моральных наград: всяческие «Золотой Брэнд», «Человек года», «Ники», «Орлы» и прочие.
Следующий стимул основывается на желании человека самоутвердиться и относится к внутренним движущим мотивам. Искусственно вызывать его не нужно. Нужно просто хотя бы не мешать или, что еще лучше, предоставлять сотруднику возможность роста. Причем не только в профессиональном, но и личностном плане. Сотрудник должен быть мотивирован на получение нового опыта, навыков и знаний, прежде всего тем, что от их наличия будет напрямую зависеть его карьера.
Но между нами хочу вам шепнуть, мои дорогие деловые стервы, что от профессионального самоутверждения также весьма зависит и хорошее настроение. Так что самоутверждаться мы будем всегда.
© biZataka.ru Автор UNIKUM При использовании материала гиперссылка на источник Бизнес - обязательна !
|