Стоит ли штрафовать персонал?

E-mail
(1 голос)
менеджмент - персона - персонал

Как-то так получилось, что в 30% столичных компаний (в регионах цифры поменьше) работодатели внедрили систему денежных штрафов работников, мотивируя это желанием повысить производительность труда. И это при том, что трудовым законодательством РФ штрафы запрещены!

Нарушать закон руководителей заставляет вера в то, что штрафы – эффективная система негативной мотивации, своеобразный кнут, без которого работа спориться не будет. Так оправданная ли это мера - штрафы?

Когда Роман, квалифицированный системный администратор, устроился в одно из лучших рекламных агентств города, его счастью не было предела – высокая зарплата, молодой коллектив и прекрасное состояние техники, с которой ему предстояло работать, вызывали только положительные эмоции. Но в день зарплаты радость Романа сменилась чувствами гнева и обиды – оказывается, с него вычли 70% денег под предлогом штрафов. О штрафах никто заранее Романа не предупредил, поэтому он был очень удивлен, что зарплаты в компании могут лишить за опоздание после обеденного перерыва, разговоры в «курилке» и непорядок на рабочем месте (каждый, кто хоть приблизительно представляет себе работу системного администратора, понимает, что порядка на его рабочем месте не может быть в принципе). Чего добился работодатель в этой истории с Романом?

Немедленного увольнения специалиста. Потери очевидны – ведь поиск нового сотрудника чреват серьезными финансовыми затратами, а, кроме того, пока вакансия открыта, работа агентства будет фактически парализована.

Такий историй в форумах и блогах, где работники обсуждают свои отношения с начальством, предостаточно. Штрафы назначают за разговоры по телефону на рабочем месте, за установку на офисном компьютере нерегламентированных программ типа «аськи», за наличие посторонних предметов на столах …

Угроза штрафа заставляет нерадивых сотрудников лучше работать – считает большинство работодателей. Но не все же работники в компании являются таковыми! И риск потерять квалифицированного сотрудника из-за его обиды или озлобленности весьма вероятна. Особенно в условиях, когда, осуществляя политику кнута, о прянике забывают.

Даешь не только кнут, но и пряник!

Штрафные санкции для персонала могут быть эффективным способом негативной мотивации только в том случае, если в компании действуют системы мотивации положительной – премии, доплаты за переработки, устные поощрения и благодарности. Иначе, с точки зрения психологов, нерадивых работников штрафы не перевоспитают, а старательных и усидчивых заставят искать другое место работы. Оно вам надо?

Вообще же, психологи считают, что штрафные санкции могут быть оправданы только в отношении персонала, выполняющего заранее известные инструкции (диспетчеры, секретари, операторы call-центров). Если же от работника требуется постоянный поиск новых решений, а затем за какие-то просчеты его наказывают материально, это просто отбивает всякую охоту проявлять инициативу и предлагать нестандартные решения. Вместо творческой личности вы в лучшем случае получите рефлексирующего исполнителя, в худшем – во избежание деградации работник просто подаст заявление об уходе.

Штрафы – не выход!

Ситуация на рынке труда в России сейчас такова, что работодатели в большей степени зависят от работников, а не наоборот. Причина этому – дефицит квалифицированных кадров. Поэтому любой заинтересованный в развитии бизнеса работодатель предпочтет удержать на месте ценные кадры, а не стремиться их «уйти». О штрафах в такой ситуации лучше забыть. Применять штрафную систему санкции можно лишь в тех отраслях, где недостатка в кадрах не ощущается. При этом следует учитывать, что штрафы, вызывая негативную реакцию работника, могут привести к таким отрицательным явлениям как саботаж, умышленная порча имущества, воровство и т.д.

Поэтому, «закручивая гайки», следует действовать согласно пословице – семь раз отмерь…

© biZataka.ru Автор kisto4ka
При использовании материала гиперссылка на источник Бизнес - обязательна !

 

Подписка на новости

Обновления на biZataka.ru