Ржавые гвозди - начало сетевого маркетинга

E-mail
(2 голосов)
ЕЩЁ ! - бизнес в истории

История создания сетевого маркетингаДа, действительно гвозди и притом ржавые сыграли свою роль в рождении "бизнеса человеческих отношений"- сетевого маркетинга. Вот как всё это происходило.

Китай, середина двадцатых годов прошлого столетия. Революционные войска под руководством генерала Чан Кайши жестоко расправлялись с "акулами империализма".Сотни тюрем по всей стране были заполнены гражданами капиталистических стран. Самая известная - лагерь для интернированных в Шанхае. Здесь и содержался 35-летний доктор химии, будущий создатель сетевого маркетинга, американец Карл Ренборг.

Карл приехал в Китай в 1915 году в возрасте 27 лет. Заключив контракт с одной из американских нефтянных компаний, поселился в городе Тяньцзин. Работал сначала бухгалтером, затем контролёром в судостроительной и сотрудником в американской молочной компаниях. И, наконец, стал представителем компании "Colgate Products Company" в Шанхае.

А вокруг нищета... О здоровой пище никто и не вспоминает,- рисовая лепёшка и тарелка мутной жидкости, которую с большой натяжкой можно было назвать супом, считались великим счастьем! Вот тогда Ренборг и задумался о добавлении в эту убогую пищу полезных для организма веществ. Даже попав в тюрьму, он шутил:"Вынужденная тюремная диета - уникальная возможность поэкспериментировать над своим организмом". Химик упросил охранников приносить ему побеги бамбука, корни женьшеня и свежие листья папоротника. Потихоньку посмеиваясь над учёным, они всё же приносили ему пучки китайской флоры. И вот здесь пригодились эти самые, ржавые гвозди. Часами, сидя в камере, не обращая внимания на недоумение и насмешки окружающих, Карл, наточенной железкой строгал их, а потом добавлял металлические опилки в тюремную пищу. "Организму необходимо железо" - говорил он, предлагая эти добавки своим сокамерникам. Кто-то верил, кто-то отворачивал нос. Но факт есть факт - спустя год из заключения вышли только те, кто пользовался диетой Ренборга. Остальные не дожили до освобождения.

Приехав в 1927 году в Америку, Карл продолжал изучение полезных для организма веществ. Спустя несколько лет, в 1931 году, он обнаружил растение, в котором содержатся почти все минералы и витамины, большое количество белка и другие полезные составляющие. Это была Люцерна. Добавив к ней петрушку и водяной кресс, в 1933 году Ренборг создаёт пищевую добавку, которую начинает проверять на друзьях и знакомых. Но бесплатные раздачи витаминов пользы не принесли. Доставшееся даром добро не ценится, и, взяв добавки, кто-то побаивался их принимать, а кто-то про них просто забыл. В результате, на вопрос о том, какое действие произвёл продукт, люди только пожимали плечами.

Оценив ситуацию, Карл Ренборг стал продавать витаминизированные добавки. Так уж создан человек,- если за продукт заплачены деньги, значит, его стоит принимать. Первые же продажи дали ошеломляющие результаты: покупатели стали свежеть на глазах. Популярность продукта росла, люди разыскивали разными путями этого химика - благодетеля, чтобы узнать побольше о пищевых добавках. Вот тогда и возникла идея создания принципиально нового типа бизнеса - сетевого маркетинга. Ренборг просил своих знакомых давать людям информацию о продукте, а тому, кто находил покупателя, платил комиссионные. Он также платил всем тем, кто, так или иначе, помогал продвижению товара.

Благодаря системе продаж, когда покупатель также становился распространителем и получал за это вознаграждение, сетевой маркетинг стремительно увеличивал свою популярность, обходясь без всякой рекламы. В 1934 году была создана фирма "California Vitamins", быстро достигшая семимиллионного оборота за счёт продажи своей продукции. Вместо того, чтобы платить огромные деньги за рекламу витаминов, как это делается в традиционном бизнесе, Ренборг платил их дистрибьюторам (распространителям). Средства выплачивались не только за проданные лично ими товары, но и за привлечение новых людей, желающих заниматься этим бизнесом.

Торговый представитель компании, пригласивший в своё дело новичка, брал на себя ответственность за его обучение и успехи - от успехов ученика зависел размер вознаграждения наставника. Причём от групповых продаж оно было больше, чем от личных. В 1939 году эта компания была переименована в "Nutrilite Products" - по названию продукта, который она выпускала. Сотрудниками этого предприятия были Рич де Вос и Джей Ван Андел, создавшие впоследствии самую крупную в мире сетевую компанию "Amway" с годовым оборотом более 8 млрд. долларов.

Вот так и был создан multi level marketing (многоуровневый маркетинг), или бизнес МЛМ. А всё начиналось с нищих китайцев и ржавых гвоздей...

© Автор: ipon16 специально для Бизнес журнал

 

Подписка на новости

Обновления на biZataka.ru