Как увеличить поступление денежных средств на предприятие?

E-mail
(12 голосов)
менеджмент - финансовое управление

Одним из наиболее распространенных способов увеличения поступления денежных средств предприятия является продажа или сдача в аренду внеоборотных активов. При этом продажа объекта (объектов) внеоборотных активов дает сиюминутный и единичный приток денежных средств (за исключением случаев, когда внеоборотные активы продаются в рассрочку), а аренда обеспечивает постоянное поступление денежных средств в течение всего периода аренды.

Достаточно эффективным способом увеличения притока денежных средств является оптимизация и рационализация ассортимента выпускаемой продукции. Это выглядит вполне логично: зачем же выпускать товары (выполнять работы, оказывать услуги), которые не пользуются спросом на рынке или пользуются ограниченным спросом? Само собой, следует переориентировать производство на более актуальный ассортимент.

В условиях кризиса неплатежей или чрезмерного распространения неденежных форм расчетов можно для увеличения притока денежных средств использовать механизм полной либо частичной предоплаты. В таком случае покупателям и заказчикам выдвигается жесткое условие: продукция предприятия будет поставляться только после поступления предоплаты на расчетный счет (либо — в кассу) предприятия.

Предоплату можно использовать в комплексе с еще одним эффективным способом увеличения притока денежных средств — разработкой и внедрением системы скидок для покупателей и заказчиков. Например, можно установить следующие скидки: если покупатель делает предоплату в размере, например, 20% от стоимости приобретаемой продукции, то он получает скидку 3%, при предоплате 30% предоставляется скидка 5%, при предоплате 50% — скидка 7%, а при предоплате 100% — скидка 10 или даже 15 процентов. Без предоплаты лучше ничего не отпускать, или — отпускать с дополнительной наценкой процентов 15 – 20.

Для решения актуальных финансовых проблем можно использовать механизм краткосрочного финансирования, попросту говоря — обратиться в банк либо иное финансово-кредитное учреждение за кредитом. Причем во многих случаях более удобным является не привлечение кредита как такового, а открытие в банке кредитной линии для предприятия.

Разница между кредитом и кредитной линией заключается в следующем. При предоставлении предприятию кредита на его расчетный счет перечисляется полная сумма кредита, в соответствии с условиями кредитного договора. Через определенный период времени предприятие должно возвратить банку эту сумму, разумеется — с уплатой процентов (проценты обычно уплачиваются регулярно в течение всего срока действия кредитного договора).

Что касается кредитной линии, то в данном случае денежные средства на расчетный счет предприятия не перечисляются. Просто, когда предприятию нужны деньги, оно может в любой момент взять требуемую сумму в банке и перечислить их по назначению. Сумма перечисления ограничена только суммой кредитной линии: например, если предприятию в банке открыта кредитная линия на сумму 1 000 000 рублей, оно может перечислить эту сумму одним или несколькими платежами. При этом проценты за пользование кредитной линией рассчитываются за фактическое пользование денежными средствами.

Кредитная линия, как и кредит, предоставляется на определенный срок — например, на год. Это означает, что в течение года предприятие может по мере необходимости совершать платежи за счет заемных средств в пределах суммы кредитной линии. Например, предприятию нужно срочно оплатить поставщику 300 000 рублей (предположим, что предприятию в банке открыта кредитная линия в сумме 1 000 000 рублей). Предприятие оплачивает эту сумму за счет кредитной линии; через несколько дней, когда финансовое положение стабилизируется (например, крупную сумму оплатил покупатель продукции), предприятие возвращает эти 300 000 рублей банку. Если эта сумма была возвращена, например, через 5 дней, то и проценты предприятие должно будет уплатить только за эти 5 дней.

Если предприятие имеет свои акции (облигации), то поправить свое финансовое положение можно за счет дополнительной эмиссии акций или облигаций. Отметим, что систематически использовать этот метод для решения финансовых проблем не получится — в противном случае акции и облигации предприятия просто обесценятся и не будут представлять никакой ценности.

Еще один способ увеличения притока денежных средств на предприятие — это поиск потенциального инвестора. В качестве инвестора может выступать юридическое либо физическое лицо, желающее вложить деньги в предприятие с целью получения в дальнейшем дивидендов от его деятельности.

В последнее время является популярным такой способ привлечения денежных средств, как продажа дебиторской задолженности предприятия. Допустим, что какой-то покупатель (или — несколько покупателей) имеет крупную задолженность перед предприятием за полученные товарно-материальные ценности (работы, услуги), однако рассчитаться за эти ценности не в состоянии. В этом случае, чтобы получить хотя бы часть своих денег, предприятие может продать свою дебиторскую задолженность тому, кто согласится ее приобрести (разумеется, со значительной скидкой, которая в некоторых тяжелых случаях доходит до 50%).

Каким образом новый дебитор будет разбираться с должником — это уже его проблемы; важно, что он перечисляет прежнему дебитору живые деньги, в которых тот так нуждается.

© biZataka.ru. При использовании материала гиперссылка на источник bizataka.ru - обязательна !

 

Подписка на новости

Обновления на biZataka.ru