В настоящее время ни в России, ни за рубежом не существует какой-то универсальной последовательности, которой следовало бы придерживаться при составлении бизнес-плана: слишком многое зависит от специфики конкретного проекта (вид деятельности предприятия, его географическое расположение, опыт работы на рынке, обеспеченность производственными мощностями, ассортимент выпускаемой продукции, особенности налогообложения, и др.).
Иначе говоря, никто не будет утверждать, что в первую очередь нужно составить, например, производственный план, и только после него — финансовый, либо наоборот. В любом случае, придется поочередно пройти все разделы бизнес-плана, причем в большинстве случаев сделать это нужно будет несколько раз.
Тем не менее, основные этапы составления бизнес-плана выделить можно.
В первую очередь необходимо четко представить себе, какие вопросы имеют первостепенную важность для обоснования инвестиционной привлекательности проекта, и исходить из этого при формировании структуры документа. Для этого следует конкретно обозначить поставленные цели, а также уяснить, что представляет собой потенциальный инвестор (деловой партнер) и что бы он хотел знать о предлагаемом проекте и о предприятии (предприятиях), которые намерены его реализовать. Совпадает ли это с вашим представлением о том, что потенциальному инвестору важнее всего знать о вашем предприятии и предлагаемом проекте? Если нет — в чем именно имеются расхождения и насколько они принципиальны?
Например, если вы по итогам первого года работы (реализации предлагаемого проекта) предполагаете выйти на уровень рентабельности производства 12-14%, а инвестора интересуют проекты с рентабельностью не менее 15-17% за аналогичный период работы, то подобное расхождение во взглядах тем или иным образом можно снивелировать и придти в конечном итоге, как говорится, «к общему знаменателю». Но если в качестве главного результата первого года работы вы рассматриваете стабильность и непрерывность производства, надежность поставок и сбыта и т.п., иначе говоря — устойчивость работы предприятия, а рентабельность на данном этапе вас устроит нулевая (выход на положительный уровень рентабельности предполагается со второго года работы), то подобное расхождение во взглядах может оказаться критичным.
Здесь же необходимо определить, на какие сферы и направления деятельности предприятия желательно обратить особое внимание потенциального инвестора, а о чем предпочтительно либо упомянуть скромнее, либо вовсе умолчать?
Например, основным направлением деятельности предприятия является производство мебели; кроме этого, предприятие занимается оказанием услуг по перевозке грузов, а также оптовой торговлей стройматериалами. Вероятнее всего, о дополнительных видах деятельности предприятия в бизнес-плане можно будет упомянуть лишь вскользь, если, конечно, они не оказывают серьезного влияния на его финансовое состояние. Если же какой-то из дополнительных видов деятельности играет значимую роль в работе предприятия, то о нем можно рассказать подробнее — это вполне может послужить дополнительным подтверждением финансового благополучия компании. После принятия подходящего решения можно переходить к следующему этапу составления бизнес-плана.
Далее составляется предварительная структура (схема) будущего бизнес-плана; иначе говоря, нужно набросать предварительный шаблон («скелет») предлагаемого проекта, с учетом всех имеющихся требований. Обычно вначале документа пишется его оглавление, а затем в соответствии с этим оглавлением формируется структура разделов и подразделов бизнес-плана, каждый из которых будет заполняться по ходу работы над документом. Уровень детализации схемы бизнес-плана может быть разным, в зависимости от его специфики, а также от желания составителя. Однако следует отметить, что чем более подробно будет составлен «скелет» документа, тем проще впоследствии будет процесс его написания.
После того, как предварительная схема бизнес-плана составлена, рекомендуется внимательно проверить ее, что называется, «свежим взглядом». Принимая во внимание вероятное мнение потенциального инвестора, а также руководствуясь собственными поставленными целями и задачами, следует определить, о чем следует сказать подробнее, а о чем — кратко и лаконично. Не стоит забывать, что в бизнес-плане нужно грамотно расставить акценты, а внимание читателя необходимо сконцентрировать на главных аспектах. Любую дополнительную информацию рекомендуется вынести в приложения; часть информации вообще можно опустить, а в случае необходимости представить ее отдельно по требованию читателя.
Следующим этапом составления бизнес-плана является проведение маркетинговых исследований и сбор исходных данных. Более подробно эти процессы рассматриваются ниже, в соответствующем разделе.
Собранные данные впоследствии будут использованы для того, чтобы сформулировать и выстроить преимущественную часть основных предположений и стратегий, которые планируется включить в бизнес-план.
Параллельно сбору исходных данных можно приступать к заполнению некоторых разделов бизнес-плана, а также к выполнению ряда расчетов и составлению первых финансовых отчетов. Правда, большинство отчетов на данном этапе, вероятнее всего, будут являться черновиками. Однако с их помощью можно быстро определить те стратегии, направления и перспективы развития, которые окажутся выполнимыми с финансовой точки зрения.
На следующем этапе выполняется заполнение оставшихся разделов бизнес-плана и составление его резюме. Да-да — несмотря на то, что резюме бизнес-плана располагается в начале документа и это первый раздел, с которым будет знакомиться потенциальный инвестор (деловой партнер), его составление осуществляется в последнюю очередь, поскольку представленная в нем информация базируется на данных других разделов бизнес-плана.
На заключительном этапе следует отфильтровать имеющийся материал, отобрав то, что будет включено в состав «чистового» бизнес-плана, а также соответствующим образом оформить документ в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями.
Итак, мы познакомились с основными этапами, из которых складывается процесс написания типового бизнес-плана. При наличии возможности рекомендуется готовый бизнес-план дать на проверку независимому эксперту: ведь даже после неоднократного самостоятельного прочтения собственноручно составленного бизнес-плана бывает очень трудно объективно и критически оценить свою работу. В качестве эксперта может выступить, например, ваш знакомый, разбирающийся в планировании, финансах, коммерческом менеджменте и обладающий иными необходимыми знаниями.
Желательно проверить бизнес-план хотя бы по следующим критериям:
- полнота представления информации;
- краткость, лаконичность и логика изложения материала;
- читабельность документа;
- правильность оформления документа.
Особый акцент при проведении проверки рекомендуется сделать на резюме бизнес-плана: если оно будет составлено ненадлежащим образом, не исключено, что этот раздел останется единственным, с которым ознакомится потенциальный инвестор, и в результате примет решение о нецелесообразности участия в данном проекте.
Если по результатам проверки будут высказаны замечания, следует их оценить и, в случае необходимости, внести в документ соответствующие изменения. Возможно, придется пройтись по всему документу полностью, поскольку одни изменения могут автоматически повлечь за собой целый ряд иных корректировок.
И вот здесь следует сказать об одном очень важном нюансе, имеющем место быть при работе практически над любым бизнес-планом (причем независимо от того, привлекался для проверки готового документа посторонний эксперт или нет): в ходе составления бизнес-плана придется неоднократно пройтись по всем основным его разделам, еще и еще раз возвращаясь к пройденным этапам. Составление качественного полноценного бизнес-плана «за один заход» невозможно.
Фактически составление бизнес-плана — это итерационный процесс, в ходе которого приходится неоднократно возвращаться к одним и тем же вопросам.
© biZataka.ru. При использовании материала гиперссылка на источник bizataka.ru - обязательна !
|