Точная постановка целей и моделирование предприятия

E-mail
(2 голосов)
менеджмент - разное
Оглавление
Точная постановка целей и моделирование предприятия
Страница 2

Постановка целей

Общий ответ на вопрос о главной цели любого предпринимательства достаточно очевиден — получение прибыли. Прибыль, т. е. превышение доходов над затратами — наиболее ясная и легко понимаемая цель предприятия, «стандартная» мера его деятельности. Однако понять прибыль — это одно, а вот получить прибыль — это совсем другое.

Здесь не воображение одно требуется, а большая систематическая работа, сложное рациональное поведение. И самое примечательное в производстве прибыли состоит в том, что она не возникает в рамках самого предприятия, она появляется только во взаимодействии предприятия с внешней средой, с покупателями и другими хозяйственными агентами. Многое, очень многое зависит от предприятия, но не все. И не последнюю роль играет в бизнесе его величество случай. Но и случай может помочь предпринимателю, если последний правильно организует свое дело, правильно ставит цели, не дремлет и всегда готов к неожиданностям.

Прибыль — не просто цель деятельности предприятия, но и средство достижения других целей. Именно прибыль позволяет расширять производство, укреплять коллектив, увеличивать доходы. Производя прибыль, предприниматель себя расширенно воспроизводит. Масштаб деятельности возрастает, предприятие развивается и укрупняется, бизнес идет вперед.

Перед предприятием, особенно новым, всегда стоит задача выживания и сохранения. Ни одно предприятие, пусть и процветающее, не может позволить себе забывать об этом. Будущее всегда в чем-то неопределенно и в чем-то опасно. Рыночная среда во многом непредсказуема: общий экономический спад или неожиданные действия конкурентов могут на длительное время перечеркнуть самые замечательные планы предприятия. Поэтому мысль о выживании и сохранении предприятия должна всегда присутствовать в сознании предпринимателя, а в задачи предприятия должно входить постоянное и максимальное приспособление к внешним условиям, создание резервов и возможностей для отступления, уменьшение риска.

Выживание и сохранение — не сидение в черепашьем панцире. Это еще и обязательный рост предприятия, его совершенствование и обновление. Только так можно рассчитывать на существование в конкурентно-рыночной среде. Рост может выражаться в повышении масштабов самого предприятия, в стабилизации его позиций на рынке, но он также может выражаться и во «впитывании» других предприятий, в притягивании новых рынков, в конце концов, он может стать результатом тривиального объединения с другими предприятиями.

Прибыль и увеличение масштабов деятельности, сопровождаемое обновлением и совершенствованием предприятия, — вот самая общая цель предпринимательства. Но здесь требуется не только защита от риска, но уже и сам риск, однако риск умелый, рассчитанный.

Общая цель предприятия, сформулированная выше, обязательно конкретизируется (уточняется, разбивается) на вспомогательные цели, т. е. цели, достижение которых обеспечивает решение главной задачи предпринимательства. Речь идет уже о целях, отражающих экономическую и технологическую специфику предприятия, текущее финансовое положение, реально возникшую ситуацию на рынке, техническое состояние предприятия, состояние трудового коллектива и прочее. Хорошо сказать: «повысить прибыльность», «увеличить объем продаж» или «сократить издержки», но как это сделать? Вот тут-то нужно хорошо представить себе возникшую ситуацию, внимательно проанализировать ее, ясно сформулировать цели и выработать программу действий.

Предусматривать даже ближайшее будущее деятельности своего предприятия не так уж и просто. Слишком сложен и изменчив объект предвидения, если учесть, конечно, не только само по себе предприятие, но и среду, в которой оно функционирует. Здесь может помочь моделирование деятельности предприятия, причем моделирование вариантное, или сценарное, позволяющее иметь под рукой разные варианты, или сценарии, развития событий.

Этап моделирования является едва ли не самым сложным, поскольку требует обобщения большого количества информации, разработку нескольких вариантов-сценариев возможного развития событий и соответственно деятельности (поведения) предприятия. Тут потребуется не просто большая, но самая высокопрофессиональная работа, а где-то и особая интуиция.

Моделирование деятельности предприятия может потребовать привлечения дополнительных — внешних — специалистов. Ничего зазорного в этом нет. Занятые повседневным трудом, сопряженным с привычными оценками и решениями, работники предприятия далеко не всегда оказываются способными к осмыслению перспективы. Хорошо, если имеется возможность содержать специальную службу, а если такой возможности нет? Тогда лучше не выжимать из своих менеджеров перспективные наметки, а обратиться к специалистам, которые, кстати, могут выполнить работу и быстрее, и эффективнее, и дешевле, и, что немаловажно, непредвзято. Широко мыслящий предприниматель вообще предпочитает иметь дело с внешними, но постоянно с ним сотрудничающими специалистами-консультантами.

Внешние эксперты наиболее объективно оценивают ситуацию и дают наиболее продуктивные советы. В настоящее время привлечение внешних специалистов-консультантов по вопросам планирования, управления, маркетинга, инновационного развития и т. п. не представляет никакой трудности, поскольку повсюду множество консультационных фирм и бюро, способных выполнить любой заказ предпринимателя. Нанимая экспертов, безусловно, нужно помнить о возможном риске; либо цена за их услугу окажется чрезмерной, либо эксперты окажутся не на высоте. Рынок есть рынок, а экспертная услуга — один из товаров на рынке.

С разработанными вариантами-сценариями поступают так: либо выбирают один как наиболее вероятный или просто приемлемый, либо оставляют в силе несколько вариантов, определяя один из них как приоритетный, а другие — как запасные. Первый подход проще во всех отношениях, второй — сложнее, но он может оказаться самым эффективным. Многое здесь зависит от реализаторов принятого способа действий, профессиональных качеств менеджеров предприятия и самого предпринимателя.

По завершении моделирования наступает этап реализации предусмотренного, а поскольку в реализации участвуют все без исключения подразделения предприятия, весь его коллектив, то необходимо сделать так, чтобы все делали то, что надо, и делали согласованно. Помочь организовать такую согласованную реализацию проекта может внутрифирменное планирование деятельности.

 

© biZataka.ru Автор UNIKUM
При использовании материала гиперссылка на источник Бизнес - обязательна !



 

Подписка на новости

Обновления на biZataka.ru